|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Охота со спаниелем", Москва 1953 год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Под дрессировкой собак понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика. Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных. В свете этого учения дрессировка представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки. Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы. Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты. Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т. е. выработанными собакой в процессе ее жизни. Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками. У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием. Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом. Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов. Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей. Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие. Раздражители подразделяются на безусловные и условные. Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель - звук, запах или вид предмета - вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания. Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т. е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной - в спасании бегством. Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса. Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т. д. Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни. Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык. Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель) , затем - безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс - производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю). Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов. Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др. В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте. Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный, механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны. Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр. Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители. Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык - подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду "ко мне" (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде "ко мне". Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак. Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем. Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык - садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду "сидеть" (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки. Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться. Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда "нельзя". Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала. Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык - подход по команде. Для этого он подает команду "ко мне" (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти в нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). . После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде "ко мне", без подтягивания за поводок. При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой. В результате воздействия двух различных по. своему действию безусловных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным. Контрастный способ - лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей. Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой. Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям. Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДРАЖИТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДРЕССИРОВКЕ СОБАК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные. Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею. Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком. Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка. Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия. Команды - это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией. В дрессировке собак применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы. Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание "хорошо", которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки. Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко "мне", - "сидеть", "лежать", "подать", "дай", "место", должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания. Интонация угрозы применяется в запрещающей команде "нельзя", а также в повторных командах. Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема. В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки. К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться. Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта. Пищевой раздражитель - "лакомство" - пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим "лакомством" являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками. Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ ДРЕССИРОВЩИКА НА СОБАКУ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение. Поощрение. Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика. Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание "хорошо", оглаживание рукой или дача кусочка "лакомства". Для того, чтобы восклицание "хорошо" и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком "лакомства". После этого одно восклицание "хорошо" или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и "лакомство". Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь. При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте. Принуждение. Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение. В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку. Запрещение. Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда "нельзя". Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда "нельзя", без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды "нельзя" - один из признаков дисциплинированности собаки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМЫЕ ОШИБКИ В ДРЕССИРОВКЕ СОБАК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ошибки дрессировщика - это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный. К ошибкам дрессировщика нужно отнести: а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду "лежать" в одном случае он подает "лежать", в другом - "ложись". Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется; б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него. Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду "нельзя", в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель; в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс. Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем - давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а когда он будет выработан, то получается запаздывающим; г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику; д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание собаки дома и на охоте. Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|