Коломан Слимак, Йозеф Духай

"Охотничьи собаки", 1986 год

Легавые собаки. Тренировка.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


    В данной главе будет рассказано об основных методах и приемах тренировки для всех пород охотничьих собак. Данная начальная стадия дрессировки служит базой для последующей специальной тренировки отдельных групп охотничьих собак.
    Тренировка в послушании необходима для всех пород собак, поэтому каждая охотничья собака должна пройти этот обязательный курс обучения. Естественно, западноевропейскую гончую или таксу не требуется обучать ползать, выполнение данного приказа для этой породы собак не входит в инструкции по проведению испытаний и на практике не требуется. Однако мы не можем мириться с таким фактом, когда западноевропейская гончая, например, идя по следу, принесет бекаса.
    В настоящее время охотник не может позволить себе держать специальную охотничью породу собак, строго специализирующуюся по охоте па определенного зверя или дичь, т. е. такую собаку, которая выполняет ограниченный перечень работ. Современный охотник стремится приобрести универсальную охотничью собаку, способную выслеживать любого зверя или любую дичь, которые водятся в данных угодьях.
    Гончая должна не только гнать зверя, но и хорошо работать и по кровавому следу, принести подстреленного бекаса или достать утку из воды
1. Или же западноевропейская гончая, которая отлично идет по кровавому следу, не должна специализироваться только на выполнении данной работы. Ее необходимо обучить и другим обязанностям. То же самое можно сказать и об остальных породах охотничьих собак. Чтобы собака могла выполнить приказ своего хозяина, необходимо ее тренировать.
    Но тренировка в послушании нужна всем породам собак. Любую собаку надо научить быть послушной, работа тренера в этом случае не простая, требует большой выдержки и большого усилия.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНЕРА (ДРЕССИРОВЩИКА)


    Прежде чем приступать к дрессировке, необходимо объяснить тренеру, какие основные задачи он должен ставить перед собой. Тренер должен знать необходимые приемы и методы дрессировки, чтобы она принесла значимые результаты. Тренер в первую очередь должен любить собак. Если этого нет, ему не удастся добиться успеха, установить взаимопонимание с собакой. Собака иногда с трудом понимает приказы тренера, поэтому и не выполняет их. Если тренер дает приказ, не понимая, что собака не может этот приказ выполнить быстро и правильно, значит, у него нет полного, дружественного взаимопонимания с собакой, что является основой для успешного обучения.
    Тренер не должен видеть в собаке только какое-то безответное создание. Ведь мы нередко требуем, чтобы собака справилась с необычным просто фантастическим заданием, выполнить которое другие животные едва ли способны. Собака понимает приказ тренера и выполняет его. Между тренером и собакой должно быть полное взаимопонимание, что является важным условием и гарантией успешного обучения.
    Очень важно, чтобы тренер освоил теоретические положения тренировки; это будет основой при обучении и поможет разобраться в трудных вопросах. Зная теорию, можно ответить на различные вопросы, с которыми, конечно, встречается любой дрессировщик на практике.
    Тренер должен быть ласковым и справедливым по отношению к собаке. Если собака заслужила похвалу, ее нужно поласкать, погладить, одобрить словом и жестом, стараться сделать так, чтобы и собака понимала эти жесты. Собака должна понимать, что тренер радуется ее успеху, что она правильно выполнила его приказ. Но дрессировщик должен быть строгим; он не может собаке прощать проступки, должен настаивать па выполнении своего приказа. Наказывать собаку следует всегда с осторожностью, взвесив все «за» и «против», не торопясь привести свои угрозы в исполнение. Тренер не должен нервничать, проявлять нетерпение, так как эти свойства его характера передаются собаке. Нервные и нетерпеливые люди непригодны к этой профессии; такие тренеры никогда не добьются положительных результатов в дрессировке.
    Любой тренер, приступая к дрессировке, должен изучить повадки, характер подопечной собаки и именно на основании этих показателей, особенностей строить свою программу обучения. Обучение -- это не шаблон, оно всегда строго индивидуально, проходит в соответствии не только с особенностью поведения собаки, но и с ее уровнем понимания, т. е. в соответствии с ее умственным развитием. Наказывать нужно лишь в том случае, если собака заслуживает наказания. Сначала следует поругать собаку, выразить свое неудовольствие; если это не поможет, нужно натянуть поводок, легко ударить поводком или сжать (натянуть) учебный ошейник, потихоньку хлестнуть прутиком. По необходимости эти наказания нужно комбинировать, чередовать.
    Академик И. П. Павлов доказал, что тренер воздействует на собаку, проходящую курс обучения, комплексно, с помощью многих факторов. Среди прочих факторов следует назвать внешний вид, движения, одежду, фигуру, голос, запах, взгляд, манеру поведения. Из всех факторов больше всего оказывает воздействие голос. Собака очень быстро обучается распознавать голос, она узнает тренера по голосу. Поэтому голос, его громкость, тональность, эмоциональная окраска -- самый эффективный фактор при дрессировке собаки. Тренер с этим обязан считаться и использовать свои голосовые возможности правильно, целенаправленно. Сначала следует подавать приказы тихим, спокойным голосом, при необходимости -- более жестко. Собака следит и за движениями тренера, характерными для каждого человека. При обучении тренер применяет спокойные движения, не размахивает беспорядочно руками, не нервничает, не передвигается излишне быстро.
    Чтобы установилась тесная взаимосвязь между тренером и собакой, рекомендуется кормить собаку самому тренеру, не доверять кормление кому-либо иному, постороннему человеку; тренер должен сам и ухаживать за собакой, менять ей подстилку и т. п. Этим самым тренер завоевывает доверие у собаки, собака привыкает к нему. Положительное влияние на установление тесного контакта между тренером и собакой оказывают совместные прогулки. Собака, как любое животное, любит свободу. Когда тренер отпускает собаку побегать по двору, спускает с поводка, животное радуется. Оно радуется, когда видит, что тренер готовится вывести его погулять. Как только тренер берет поводок, собака проявляет радость. Поэтому следует использовать это желание собаки побегать на свободе, погулять и выводить собаку почаще на прогулки. Этим мы завоевываем доверие у собаки, она становится более послушной.
    Такой дружеский контакт между собакой и тренером необходимо углублять и совершенствовать.
    Одна из важнейших особенностей тренера -- терпение. Тренировка собаки -- это работа, требующая железных нервов и огромного терпения. Тренер, обладающий необходимыми особенностями, в частности терпением, может более менее быстро и хорошо обучить собаку.
    Собака -- очень разумное создание, поэтому она требует особого к себе подхода со стороны тренера. При окрике, неразумном обучении собака превращается в тупое и апатичное животное, которое не станет близким и понятливым для тренера существом, а, наоборот, будет избегать его. Тренер должен быть взыскательным к себе, критично оценивать свои поступки, а не перекладывать свои ошибки на собаку.
    Тренер всегда должен быть справедливым, зря не наказывать собаку.
    Тренер обязан давать приказы четко, последовательно обучать собаку выполнять эти приказы. Если тренер приказал собаке выполнить что-то, он должен быть последовательным, не отступать от своего, настаивать на выполнении данного приказания. За правильное выполнение приказа следует похвалить собаку, приласкать, подбодрить ее. Не нужно бояться лишний раз похвалить собаку, если она правильно выполнила задание, в этом случае ласка расточается не напрасно. За невыполнение приказа необходимо собаку пожурить и заставить в любом случае задание выполнить.

ХАРАКТЕР СОБАКИ, ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ


    Собака, самое древнее домашнее животное, живет с человеком в тесном контакте. Это очень понятливое живое существо. Из всех животных собака человеку ближе всего по духу. Собака лучше всего понимает человека. Этот контакт, эта связь общеизвестна. Многие ученые занимались изучением поведения собаки, ее разумности, развитости, умственных способностей. И сейчас многие считают, что собака «думает», как человек; «разумна», как люди; что все ее действия диктуются разумной целью.
    Русский ученый-физиолог И. П. Павлов на основании многочисленных опытов доказал, что у собаки мозг развит не до такой степени, как у человека, поэтому она не в состоянии совершать разумных поступков, что так характерно для человека
2. Уровень общего врожденного интеллекта собаки И. П. Павлов считает безусловным рефлексом. Это, собственно, врожденные способности организма собаки реагировать на внешние раздражители. Такие способности имеются у собак любой породы. Человек и внешняя окружающая среда на данные факторы не могут оказать решающего влияния. Такие характерные особенности, или инстинкты, у собаки -- факторы постоянные. К безусловным рефлексам, например, относятся такие действия собаки, как умение бегать, сидеть, лизать, забота суки о щенках и т. д.
    Условные рефлексы -- это не врожденные характерные особенности собаки, ее способность реагировать на внешние раздражители. Эти рефлексы -- приобретенные, собака приобретает их, непосредственно соприкасаясь с определенными условиями окружающей среды, путем «жизненного опыта», поэтому такие рефлексы считают навыками. Данные навыки -- факторы не постоянные, временные: стоит изъять источник раздражения, прекратить тренировку, и рефлексы пропадают. Если ставится цель -- выполнение определенной команды (например, сидеть), необходимо при дрессировке воздействовать на пса таким способом, чтобы выработать условный рефлекс.
    При тренировке приказа «Сидеть» нужно надавить рукой на таз собаки, принуждая ее тем самым сесть. Это надавливание рукой является тем действием, которое способствует появлению
у собаки данного рефлекса. Условный рефлекс (в данном случае -- сидеть) выработается, если действие сопровождается приказом «Сидеть!».
    Академик И. П. Павлов на основании многих опытов доказал, что нервная система собак различна. Чтобы добиться успешного обучения, необходимо выбрать правильный подход к собаке, что зависит, в свою очередь, от типа нервной системы каждого индивидуума.
    Существует четыре типа нервной системы.
    Неуравновешенный -- холерический тип. Собаки, относящиеся к данному типу, отважные, темпераментные, но непослушные, с трудом поддаются обучению, плохо сосредоточиваются, их трудно нацелить на определенное задание. Условные рефлексы у них возникают легко; они постоянны. При обучении таких собак нужна твердая рука тренера и последовательность в обучении. Обучение продолжается длительное время. В руках опытного дрессировщика из такой собаки можно создать послушного робота. Однако нельзя полностью положиться, что собака данного типа выполнит с точностью приказ хозяина. Иногда случается, что ее непослушание проявится в тот момент, когда менее всего от нее этого ожидаешь.
   
Уравновешенный -- сангвинический тип. Собаки данного типа послушны, легко поддаются обучению, понятливы, охотно выполняют приказы. При этом они быстры, темпераментны, проявляют ко всему интерес. Условные рефлексы появляются у них быстро, развить их легко. Способность быстро и точно реагировать на определенные действия -- характерная отличительная черта собак данного типа. Они надежны в обучении, на них можно положиться, они не подведут.
   
Флегматичный тип. Собаки данного типа отличаются добротой, привязываются к хозяевам, к тренеру, особую любовь питают к детям: они медлительны, но приказ выполняют охотно, последовательны в своих действиях. Их способности реагировать на определенные действия развиваются медленно, но если появятся, то закрепляются надолго.
   
Меланхоличный тип. У собак данного типа отмечают слабую нервную систему. Условные рефлексы у таких собак образуются с большим трудом; требуются огромные усилия от тренера, чтобы достичь положительных результатов. Такие собаки боязливы, их все пугает, везде им чудится опасность, они не умеют ориентироваться, неохотно бегают, к тренеру подползают, от всего убегают, поджав хвост от страха. При обучении они малопонятливы и из-за своей боязливости непригодны для охоты. Иногда случается, что подобные особенности у собак -- благоприобретенные, результат плохой дрессировки. В таком случае возможно переучить собаку, но на это требуется огромная сила воли тренера, терпение и спокойная обстановка во время обучения, а также ровное обхождение с собакой.
    До начала обучения тренер должен тщательно изучить особенности поведения собаки, ее характер, чтобы избежать ошибок, которые очень трудно исправить впоследствии.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ


    Собаку по праву считают самым понятливым, разумным существом среди одомашненных животных, прирученных человеком на протяжении многих тысячелетий и используемых для своих нужд.
    Умственные способности собаки значительно отличаются от природных способностей человека, о чем свидетельствует различие в строении головного мозга. У собаки отсутствует способность говорить; это следует принимать во внимание, общаясь с ней. Нельзя требовать от собаки моментального послушания выполнить простой приказ или понять какое-либо слово, которое она не знает, слышит впервые. Если собака обучена выполнять словесный приказ, то здесь значение имеет громкость голоса, сила звука. Собака обучается выполнять определенные приказы человека, но эти приказы следует давать понятным и доступным для собаки способом. Это -- основа успеха всего процесса обучения.
    На первом занятии нужно особенно четко и ясно приказывать собаке выполнить что-то. От этого зависит темп обучения в дальнейшем. Любая, даже самая совершенная инструкция не поможет в работе тренера. Способы и методы, которые применяет тренер при обучении собаки, зависят от индивидуальных ее особенностей и типа нервной системы. Тренер, прежде всего, должен уяснить, какую собаку он должен обучать -- понятливую, менее понятливую, нервную, непослушную, легко возбудимую, мягкого характера, тупую; именно от этого зависят методы и способы тренировки. Уже отмечалось: для того чтобы собака выполнила приказ, недостаточно отдать этот приказ, надо по возможности четко показать, что же от нее требуется. Одни приказы собака понимает сразу и охотно их выполняет, другие приказы ей менее понятны и выполняет она их без энтузиазма. Если способ обучения правильный, выбранные средства соответствуют уровню развития подопечной собаки, а тренер проявляет завидное терпение,-- усилия приносят успех. Любая собака понятлива (конечно, если нет явного дефекта в строении нервной системы), поэтому каждую собаку можно обучить. Необходимо найти лишь пригодные средства и использовать их в нужных условиях, вовремя. Некоторые собаки при обучении вообще не нуждаются в наказании. Обычно это собаки с мягким, покладистым характером, послушные и понятливые. Однако встречаются собаки тупые, непослушные, менее понятливые, которых только путем наказания можно заставить понять определенный приказ. Нельзя наказывать собак, если мы сами находимся в состоянии аффекта, рассержены; наказание должно быть разумным, а главное, наказывать следует вовремя. Нельзя наказывать собаку за ее проступок спустя какое-то время: ведь собака не поймет, за что ее наказывают, в чем ее вина. Наказание эффективно, когда собака получает его сразу же после совершения ею проступка: в данном случае собака поймет, за что ее наказывают. Многие дрессировщики не считаются с этой основной истиной, наказывают собаку значительно позже совершенного ею проступка, т. е. не вовремя, причем сурово, иногда и за малейший проступок. Такая собака становится апатичной к наказаниям или же боязливой. Выправить подобную собаку очень трудно, рекомендуется доверить обучение собаки другому тренеру или водить собаку на другую собачью площадку.
    Приведем конкретный пример, часто встречаемый на практике. Собаку обучаем спокойно вести себя перед зверем. Выпускаем зайца; собака не послушала приказ, растерзала или съела зайца. Потом, через какое-то время, она сама, без приказа, возвращается или возвращается по зову (на звук трубы). В таком случае собаку не следует наказывать, хотя она допустила ошибку. Собака молодая, возбудимая; вспомнила сама, что нужно вернуться, что она виновата. Если бы мы наказали ее, допустили бы грубую ошибку: собака в таком случае решила, что ее наказывают не за то, что она испортила зайца, а за то, что вернулась. Ведь собака давно забыла, что съела зайца, она теперь считает, что получила наказание совсем за другой проступок.
    Поступая так, как мы описали выше, мы сами обучим собаку ловить зверя, не возвращаться с ним к нам, не выполнять наши приказы. При обучении у нас будет возможность познакомиться на практике с подобными случаями, которых насчитывается предостаточно. Во время тренировок мы встретимся со многими подобными случаями, поэтому прежде чем применять наказание, необходимо все как следует взвесить и наказывать только вовремя. Следует учитывать настроение и состояние здоровья собаки, обращать внимание, охотно ли она выполняет приказы. Не надо начинать дрессировку, когда у вас самого нет настроения, когда вы не в духе. Дрессировка не должна быть продолжительной, чтобы собака не устала. Достаточно проводить занятия ежедневно 2--3 раза по 10--15 мин. Можно сразу понять, нравится ли собаке занятие: иногда она охотно, с радостным лаем приступает к занятиям, ждет с нетерпением начала. Важно, чтобы такое приподнятое настроение, желание тренироваться сохранилось у собаки в течение всего срока обучения. В таких условиях собака легко поддается обучению, хорошо понимает приказы и указания тренера.
    Если вдруг у собаки вы заметите признаки усталости или желание подремать, замедленную реакцию на ваши приказы, занятия следует окончить, приказав собаке выполнить легкое задание, которое она уже освоила раньше. Когда вы приказываете выполнить задание, будьте последовательны: необходимо добиться выполнения любого приказа тренера. Иначе собака будет выполнять задания поверхностно, с неохотой.
    После каждого занятия необходимо наградить собаку: поласкать ее, дать ей лакомство, вывести на прогулку и разрешить вволю побегать и порезвиться. Тогда собака с радостью приступает к занятиям, а во время тренировки охотно выполняет приказы дрессировщика.


ТРЕНИРОВКА МОЛОДОЙ СОБАКИ


    Тренировку с молодой собакой начинают уже со второго месяца от рождения, т. е. сразу же после отъема от матери. Любого щенка можно научить быть послушным, что позже пригодится на тренировках. Собаку необходимо приучить к порядку с самого раннего возраста, в этот же период его можно научить выполнять и некоторые приказы.
    Прежде всего молодую собаку обучают порядку и навыкам содержать себя в чистоте. Летом это не представляет трудности, так как собака может подолгу оставаться на открытом воздухе, вне помещения. Труднее зимой, когда щенок должен находиться в тепле, часто в комнате. Но и эту проблему можно легко решить: щенка следует кормить в одно и то же время и после каждого кормления выводить на прогулку, чтобы он помочился. Пройдет всего лишь несколько дней, и щенок уже сам просится на прогулку. Последнее кормление (ужин) необходимо давать в такое время, чтобы успеть выгулять собаку до сна. Щенок с радостью будет ожидать вечернюю прогулку и на следующий день. Встречаются щенки, которые очень быстро начинают понимать, когда им надо на прогулку. Если щенок не просится на выгул сам, то после кормления надо понаблюдать за ним; как только щенок начнет искать уголок, местечко, его нужно выводить на прогулку; позже следует открыть дверь и, топая ногами, приказать «Гулять!». Через пару дней даже несообразительный щенок начнет понимать такую процедуру и сам будет проситься на прогулку. Не рекомендуется тыкать носом щенка в лужу, когда он уже помочился в помещении, так он не отучится мочиться в комнате.
Собаку следует приучить не набрасываться на любого человека, не прыгать даже на хозяина. Такое прыгание - это непослушание, свидетельство о плохом воспитании.
    Послушание необходимо и при подаче корма. Щенок должен сидеть или лежать. Миску с кормом ставят в нескольких шагах от щенка. Щенок может приблизиться к ней и начать есть только по приказу хозяина. С каждым кормлением можно удлинять период ожидания - приказ «Есть!» нельзя отдавать сразу же, как только перед щенком будет поставлена миска; необходимо выждать какое-то время, прежде чем разрешить щенку подойти к миске. Собака, находящаяся в жилом помещении, в квартире, должна знать свое место: в определенном месте ей постилают подстилку, рогожу, коврик и т. д. Ни в коем случае нельзя выделять место для собаки около батареи центрального отопления или другого источника тепла, хотя теплые места собака любит. Повышенная температура воздуха, тепло отрицательно влияют на качество чутья, обоняния. Щенок, постоянно греющийся около теплой печки, легко поддается заболеваниям, быстро охлаждается, подвержен кожным заболеваниям. Хозяин не должен давать собаке еду со стола, «куски со стола», когда ест сам. Это очень плохая привычка, от которой потом трудно отучить собаку. Если собака привыкла есть куски со стола, она уже стоит у стола, ждет, когда ей бросят что-то, у нее текут слюни, что неприятно даже для любого ярого поклонника собак. Если собака находится в квартире, приготовление пищи, еда семьи не должны привлекать ее внимание: она должна лежать на своем месте.
    Молодую собаку можно научить подавать предметы обихода -- щетки, перчатки, старые ботинки и т. п. В данном случае у щенка вырабатывается понятие целесообразности, смысла выполненного им задания, интерес к работе.


СПОСОБЫ ТРЕНИРОВКИ


    В прошлом легавые справлялись, причем вполне надежно, с такой работой, как принос добычи (в том числе из воды), поиск по следу, поиск раненого зверя, хотя охотники в то время не имели представления о дрессировке (парфорсном обучении) как таковом. Врожденные характерные особенности, необходимые в рабочих условиях, у таких легавых закреплялись, углублялись на практике, в условиях охоты. Эти собаки были значительно крупнее, а передвигались медленнее, у них было слабое обоняние, которое, однако, соответствовало их скоростным качествам. Немецкие собаководы стремились развить и улучшить данные качества у легавых и скрещивали их с пойнтерами. Таким образом им удалось вывести несколько разновидностей и пород, в частности короткошерстную легавую, у которой данные качества закрепились. От скрещивания легавых с пойнтером у легавых, кроме положительных качеств, появилось такое качество, как нежелание приносить добычу. Выведенная порода собак отличалась непослушанием, утеряла такое качество, как работа нижним чутьем. Чтобы восстановить рабочее качество у вновь выведенных пород легавых, превратить таких собак в универсальных (немецкие собаководы поставили перед собой такую цель, о чем везде заявляли), необходимо было найти способ тренировки таких собак. Оберлендер предложил следующий способ. Основой обучения стала тренировка, включающая обязанность выполнения приказов тренера. Свой метод тренировки Оберлендер изложил в книге «Тренировка и обучение универсальной легавой», изданной в 1894 г. С тех пор прошло более 80 лет, в течение которых не только изменились способы и методы обучения собак, но и приверженцы Оберлендера отклонили его методы дрессировки, отказавшись от устарелой методики обучения. Однако когда речь идет о привитии легавым рабочих качеств пойнтера, методы тренировки Оберлендера вполне приемлемы и в наших условиях, особенно если при обучении поставлена цель -- научить собаку приносить добычу, быть послушной. Напрашивается вопрос: не лучше ли отказаться от подобного скрещивания, а выявлять среди легавых отдельных особей, у которых данные качества отлично развиты, и осуществлять племенную работу. Бесспорно, такие особи найдутся среди любой породы. Не мешало бы задуматься над этим вопросом и руководству, в чьи руки вверена племенная работа, чтобы таких собак использовать эффективно, отдавая им предпочтение перед особями, у которых эти качества не врожденные, а получены путем тренировки, обучения. В том случае, если бы данные особенности были врожденные, т. е. передавались по наследству, не пришлось бы много времени уделять дрессировке, сам процесс обучения протекал значительно легче и не занимал столько времени, как сейчас, в чем, конечно, заинтересован любой современный охотник. В этом можно убедиться, присутствуя на соревнованиях или на испытаниях, проводимых ежегодно в рамках мероприятий союза охотников. К сожалению, в них участвуют достаточно много собак, слабо подготовленных, которые плохо разыскивают подстреленного зверя, плохо приносят добычу. Опыт племенной работы свидетельствует о том, что существуют некоторые виды легавых с хорошо развитыми рабочими признаками и особенностями, которые передаются потомству. Щенки такого потомства легко поддаются обучению, так что охотник без особых усилий и без особой дрессировки может воспитать для себя надежного помощника, охотно и безотказно выполняющего любые его приказания.
    Клубы охотников должны были бы обращать большее внимание на организацию племенной работы, отбирать отдельных особей с врожденной склонностью приносить добычу (апортирование), работать по кровавому следу и т. д. Может быть, путем такого отбора мы могли бы избавиться и от нежелательных особенностей, присущих данной породе, или развить другие, например, скорость.
    В настоящее время в ЧССР нет профессиональных дрессировщиков. Вернее, их очень мало и можно отыскать теперь лишь среди пенсионеров. Именно они могут целенаправленно и систематически заниматься обучением собак, посвятить себя полностью этой работе. Следует приложить усилия и воспитать таких собак, особенно породы легавых, на обучение которых требовался бы минимум усилий, а сам процесс обучения продолжался бы короткий период и не требовал большой нагрузки как от собаки, так и от тренера. Это -- одна из первоочередных задач клубов собаководов.
    Оберлендер и Гегевальд считали дрессировку (принудительное обучение) единственно надежным способом тренировки, что в то время было вполне оправданно: ведь именно в тот период проводилась работа по скрещиванию немецких короткошерстных легавых с пойнтером. Отрицательные качества, присущие пойнтерам и передаваемые потомству, можно было устранить лишь путем принудительной дрессировки. Но сегодня от этих качеств возможно избавиться путем отбора в процессе племенной работы, в чем убеждают нас многочисленные примеры из практики. Оберлендер утверждал, что молодую легавую необходимо обучить гнать зайца. В те времена, когда немецкие легавые были значительно мощнее, не обладали большой скоростью, данное положение звучало вполне обоснованно. Оберлендер стремился развить у собак скорость и одновременно азарт на зверя. Но позже, когда он добился поставленной цели (путем отбора и племенной работы) , положения, выдвинутые Оберлендером, стали неактуальными.
    За 30--40 лет появились собаки, обладающие прекрасной скоростью, темпераментом, способные гнать зверя. На сегодняшний день даже опасно разрешать молодой легавой гнать зверя. Подобным способом, т. е. путем скрещивания соответствующих партнеров, можно воспитать и обучить собаку приносить добычу, в том числе и из воды, подавать голос, указывая место нахождения зверя, и т.д. В этом автор книги убеждался: многие легавые с охотой приносили даже со значительного расстояния не только кроликов, но и тяжелых, со специфическим запахом лис. Такие собаки прекрасно работали по следу; не было случая, чтобы они вдруг теряли след, как это наблюдается у собак, закончивших курс обучения. Автор убедился и в том, что данные качества передаются потомству. Если к этому мнению прислушаются и представители клубов собаководов и осуществят мои предложения на практике, результаты не заставят ждать. Единственное, что необходимо, отбирать, выделять собак с подобными врожденными качествами.

<< Назад | Начало | Дальше >>

Главная страница | Положения | Эксперты | Стандарты | Правила | Племенная работа | Литература | Это интересно
Hosted by uCoz