Коломан Слимак, Йозеф Духай

"Охотничьи собаки", 1986 год

Легавые собаки. Тренировка.

ОБУЧЕНИЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ


    Когда начинать обучение собаки? Это зависит от ее характера, поведения, темпа развития. Собак небольших размеров, развивающихся быстро (например, спаниелей), можно обучать уже в 3 -- 4 месяца. С собаками крупных пород (например, с легавыми) рекомендуется начинать обучение с 6 -- 8 месяцев. Следует планировать курс тренировки так, чтобы занятия не изнуряли ни собаку, ни тренера. Времени на обучение достаточно, не следует торопиться, ибо любая поспешность может сказаться на качестве подготовки. Прежде всего следует добиться того, чтобы собака выполняла все упражнения, причем правильно и сразу же после подачи приказа. Желательно приобретать щенка из весеннего помета.
    Такой щенок окрепнет до осени, а зимой он может быть уже подготовлен так, что его можно брать в поле.
    Обучение необходимо осуществлять по плану, заранее отработанному. Пока собака не научится выполнять одно упражнение, не справится с одним заданием, нельзя переходить к следующему пункту плана. Необходимо занятия проводить в спокойной обстановке: ни хозяина, ни собаку не должно ничего отвлекать: тогда собака сосредоточивается, все ее внимание концентрируется на данном задании. Поэтому обучение проводится в закрытом помещении. Прежде чем приступать к следующему упражнению, нужно повторить то, что уже пройдено: собака должна повторить, закрепить пройденный материал. Такой метод позволяет не только повторить усвоенный материал, но и подготовить базу для выполнения следующего задания:
неизвестные элементы гораздо лучше усваиваются, собака лучше сосредоточивается, гораздо внимательнее следит за тренером.


ВОЖДЕНИЕ НА ПОВОДКЕ


    На шее собаки укрепляют специальный, учебный ошейник, с шипами и дают приказ: «За мной!» Щенок сначала сопротивляется, иногда вообще не хочет сдвинуться с места и старается освободиться от ошейника. В таком случае следует идти за щенком следом, поглаживая и успокаивая его. Потом ему снова дают приказ: «Ко мне!», ласково зовут его к себе, дают какое-либо лакомство. Некоторые собаки выполняют данный приказ, когда видят лакомый кусочек. Другие понимают этот приказ сразу, выполняют его, идут за хозяином. Сначала собака привыкает ходить на поводке, не нужно сразу требовать от нее идти при левой ноге. Обычно собака стремится опередить хозяина, идти впереди него; вот от этой привычки ее надо отучить. Не следует позволять собаке стремительно тянуть за поводок, рваться вперед. Чтобы отучить собаку от этой привычки, надо слегка хлестнуть ее прутиком, приказав «Назад!». Некоторые собаки, особенно боязливые, отстают от хозяина. Такую собаку не следует наказывать, нужно подождать, когда она привыкнет. Щенка рекомендуется приободрить, поласкать, похвалить, порой дать лакомство. Сначала начинают выгуливать такого щенка на поводке вдоль стены, забора. Потом отправляются в лес и водят его на поводке среди деревьев. Невнимательный щенок моментально стукнется о ствол; тогда ему приказывают: «Назад, к ноге!» и одновременно натягивают поводок. Это упражнение повторяют до тех пор, пока собака не будет идти с левой стороны, около ноги. Обученная собака должна идти на поводке рядом с левой ногой.
    Когда собака в совершенстве ходит на поводке, можно начинать приучать ее ходить без поводка. Однако необходимо постоянно следить за тем, как собака ведет себя. Если щенок отстает от хозяина, убегает вперед и уклоняется в сторону, следует приказать: «К ноге!». Чаще всего щенок старается бежать впереди хозяина. Необходимо держать в руке наготове прутик и, если собака убегает вперед, ударить ее слегка, приказывая: «Назад!». Если это не помогает, на собаку надо одеть учебный ошейник. Какое-то время рекомендуется водить собаку на таком ошейнике и только после этого снова повторять обучение без поводка.
    Если тренер избрал верный метод обучения, собака уже через неделю правильно идет на поводке, иногда только тянет вперед; но такую забывчивость следует простить: дать скидку на молодость и темперамент собаки. При неоднократном вождении на поводке, особенно во время прогулок, собака отвыкает от этой привычки.


ОБУЧЕНИЕ КОМАНДЕ «КО МНЕ!»


    Первый шаг в обучении послушанию -- научить собаку возвращаться по приказу хозяина, причем бежать на ваш зов радостно и быстро. Услышав приказ хозяина, собака должна моментально прекратить любое занятие или игру. Выполнить данный приказ не трудно. При Правильном воспитании щенок очень быстро начинает выполнять команду «Ко мне!», которая считается одним из важнейших элементов обучения.
    Чтобы активизировать внимание собаки на каком-то определенном предмете, в частности на звере, ее нужно держать в непосредственной близости от тренера (хозяина): в таком случае собаке можно отдавать быстро приказы, непосредственно следить за ее поведением, координируя его. Собаку зовут, называя громко ее имя или приказывая: «Ко мне!» или же посвистывая. По любому из перечисленных приказов собака должна немедленно прибежать к хозяину, встать или сесть перед ним. Если тренер, отдав команду, продолжает идти, собака должна пристроиться к нему с левой стороны и идти с ним рядом, у левой ноги. После исполнения такого упражнения собаке надо дать лакомство: она должна запомнить, что после выполнения этого приказа ее ожидает похвала, лакомство, т. е. приятные вещи, ей не угрожает ничего плохого. Никогда не следует наказывать собаку после приказа «Ко мне!»: она будет бояться подходить.
    Обучать собаку выполнению приказа «Ко мне!» рекомендуется с трехмесячного возраста. Когда на прогулке собака удалится от хозяина, ее нужно позвать по имени. Как только собака повернет голову и направится к хозяину, ему нужно побежать в противоположном направлении. Когда хозяин увидит, что собака бежит за ним, он должен похвалить ее, а когда она приблизится -- поласкать, дать лакомство.
    Играя, нужно называть собаку по имени, повторяя его несколько раз. Наконец собака привыкнет к звучанию своего имени и будет реагировать на него. При отработке команды не следует ее повторять: такой способ обучения малорезультативен. Приказы, повторяемые по нескольку раз, вызывают у собаки нежелательный условный рефлекс: она предполагает, что возвращаться к хозяину нужно только после неоднократного повторения приказа. Если собака не выполняет команду, следует отойти подальше.
    Как только собака научится прибегать, услышав свое имя, нужно добавить к имени еще приказ «Ко мне!» (например, «Того, ко мне!»). Последовательность отработки такая же, как при обучении прибегать на зов по имени. Постепенно собака привыкает прибегать и тогда, когда слышит приказ «Ко мне!». После выполнения этого упражнения, собаку следует приласкать, похвалить, особенно в тех случаях, когда она не сразу решается вернуться к хозяину. Тогда можно дать приказ «Ко мне!» строго и громко. Если после этой команды собака проявляет желание подбежать к хозяину, ее нужно похвалить, приласкать.
    Подобным образом проводят обучение, используя в качестве приказа посвистывание. Приказ начинают с посвистывания. Если собака подбежит к хозяину, он может уже не произносить «Ко мне!» -- собака будет возвращаться и на свист. При обучении пользуются свистком с высоким тоном звучания. Когда собака привыкнет возвращаться на данную команду, это упражнение нужно повторить, чередуя приказы («Ко мне!», «Того!», посвистывание).
    Взрослую собаку обучают этим командам подобным же методом, однако выводят собаку на длинном поводке, который закрепляют к учебному ошейнику. Когда собака находится на значительном расстоянии, надо ей дать приказ «Ко мне!» и потянуть за поводок. После такого воздействия собака прибегает к хозяину, ее надо похвалить. При обучении тренер должен быть щедрым, постоянно ласкать и хвалить собаку, давать ей лакомства. Это облегчает обучение: собака охотно выполняет упражнения (их следует неоднократно повторять). Когда результат обучения налицо -- собака даже с большого расстояния охотно возвращается к хозяину (тренеру), переходят к следующему этапу: обучить собаку подойти к хозяину по приказу «Ко мне!», пустив ее побегать без поводка. После того, как собака усвоит и это упражнение, приступают к следующему этапу -- обучить собаку возвращаться к хозяину на свист.
    Следует еще раз подчеркнуть: в процессе обучения выполнять приказ «Ко мне!» собаку наказывать нельзя -- она не должна испытывать чувства страха, когда подбегает к хозяину (тренеру). Собака должна возвращаться к хозяину быстро и с радостью. Если собака привыкла встречать хозяина радостно, с радостным лаем, она охотно, с удовольствием выполнит и последующие упражнения.


ОБУЧЕНИЕ КОМАНДЕ «СИДЕТЬ!»


    Следующее важное упражнение -- обучить собаку команде «Сидеть!» и оставаться в данном положении соответствующее время. Упражнение выполняют, ведя собаку на поводке. Пройдя несколько шагов, нужно остановиться и приказать собаке «Сидеть!», причем правой рукой надо держать собаку за учебный ошейник, а левой дотронуться до таза и нажимать на него до тех пор, пока собака не примет нужного положения. Иногда, когда собака находится с левой стороны, у левой ноги, нужно скомандовать «Сидеть!» и слегка хлестнуть тонким прутиком вдоль спины. Этот приказ собаки обычно очень быстро понимают и охотно выполняют. Если собака усвоит данный приказ, когда ее ведут на коротком поводке, можно повторить это упражнение, но вести собаку уже на длинном поводке или вообще без поводка. Постепенно следует увеличивать продолжительность данного упражнения -- пусть собака подольше остается в сидячем положении. Хозяин должен удалиться от нее, повторяя «Жди!» или «Выдержи!». Собака должна просидеть несколько секунд, а позже и несколько минут. Данное упражнение способствует развитию терпения, выдержки. В дальнейшем вместо приказа «Сидеть!» поднимают указательный палец и произносят «тсс!», «шшс!». Потом чередуют команды: один раз произносят «Сидеть!», другой раз поднимают указательный палец и произносят «тсс!». Данные команды используют во время охоты: собака принесла добычу, ее нужно взять. Это упражнение собака должна выполнять моментально, сразу же после приказа. Если собака поняла приказ, знает, что от нее требуется, она выполняет его беспрекословно, сразу же садится. Чтобы добиться хорошего результата, можно использовать простой метод -- нажимать рукой на таз, позже достаточно лишь хлестнуть по тазу.

ОБУЧЕНИЕ КОМАНДЕ «ЛЕЖАТЬ!»


    Нет единого мнения, какая команда аффективнее -- «Лежать!» или «Даун!» (от английского слова down). Большинство тренеров пользуются приказом «Даун!», считая, что это слово отчетливо произносится, значительно понятнее, чем «Лежать!».
    Обучение приказу «Лежать!» и его освоение имеет важное значение для дальнейшей работы с собакой, особенно в естественных условиях -- в лесу, на поле, а также во время охоты. Команда «Лежать!» -- единственное упражнение, которое осваивается собакой с трудом, принудительным образом. Поэтому при обучении необходимо быть очень внимательным и целенаправленным.
    Последовательность обучения следующая. Собаке отдается приказ «Сидеть!». Когда собака сидит, нужно встать к ней сбоку и положить правую руку на шею, а левую на бедра и произнести: «Лежать!». При этом надо нажать на шею по направлению вниз, а бедра придерживать, не давая возможности собаке подняться. Собака должна занять такое положение, чтобы задние ноги у нее были вдоль тела, а голова лежала между передними ногами. Это положение фиксируется па несколько секунд (или минуту); в течение этого времени надо повторять приказ «Лежать!». Потом собаке разрешается встать; ее ласкают, хвалят, гладят. Иногда обучение проводится и с положения стоя; тогда собаку буквально прижимают к земле. Не так важно, какой способ выбрать для этого упражнения, главное -- собака должна выполнять эту команду быстро, без промедления. Упражнение повторяют 2--3 раза. После выполнения каждого упражнения собаку следует приласкать, похвалить, разрешить ей побегать, порезвиться каждый раз. Занятия продолжаются не более 10 мин.
    Обучение собак небольших размеров (норных собак и др.) проводят обычно способом, описанным выше. Собак упрямых, строптивых, а также ленивых, выполняющих приказы с нежеланием, медленно, обучают, применяя специальный ошейник (тесный или с шипами). Поводок в данном случае пропускают под правый ботинок и при необходимости тянут его быстро вверх, тогда собака будет вынуждена занять требуемое положение. При этом необходимо дать приказ «Лежать!», а левой рукой сжать собаке лопатки. Таких собак приходится порой и хлестнуть прутиком по спине.
    Когда собака освоит данное упражнение и начнет выполнять его быстро и охотно, можно продолжать обучение, не применяя специального ошейника.
    При обучении тренер должен быть последовательным: не разрешать собаке поднимать голову. Продолжительность выполнения одного приказа постепенно увеличивается: сначала собака должна лежать несколько секунд, потом минут; необходимо во время этого упражнения подбадривать собаку, повторять приказ «Лежать!», «Выдержи!» или «Даун», «Выдержи!» 3.
    После того как собака освоит звуковой приказ «Лежать!», можно перейти к следующему упражнению: подавать знак рукой. Метод заключается в следующем: одновременно с приказом «Лежать!», который произносится громко, поднимают руку. Вскоре собака начинает реагировать на команду «Лежать!», когда тренер поднимает руку, не произнося этого приказа вслух. Позже поднятие руки сопровождается тонким свистом «ти-ти!». Очень скоро собака научится принимать положение лежа, услышав легкое посвистывание. Обычно первоначальное обучение проводят в закрытом помещении, а когда собака усвоит этот приказ, ее можно выводить в лес, в поле, в сад и поднимать вверх не руку, а ружье. Таким образом собаку приучают следить за направлением ружья. Собака моментально занимает положение лежа, лишь только прозвучит выстрел.
    Когда собака научится ложиться по поднятию руки, надо носить на тренировку духовое ружье; поднятие руки ассоциируется у собаки с выстрелом. Это приучает собаку ложиться, когда произведен выстрел. Упражнение повторяют до тех пор, пока собака не приучится ложиться только на выстрел, когда тренер (хозяин) и не поднимает руку.
    При обучении выполнять приказ «Лежать!» при условии, когда тренер имеет ружье, надо произнести этот приказ вслух. Когда собака, приняв положение лежа, смотрит на тренера (хозяина), надо быстро поднять ружье. Собака постепенно привыкает ложиться и при соответствующем изменении положения ружья. Позже нужно стараться не произносить вслух приказ, а лишь изменять положение ружья, заметив, что собака смотрит на вас. Однако, если собака не выполнила приказа, который был дан жестом, надо произнести строго: «Лежать!». Изменение положения ружья необходимо соединять с выстрелом. Сначала нужно отработать этот элемент, когда собака смотрит на вас, видит вас, а позже -- когда вы не находитесь в ее поле зрения. Но тренер всегда должен видеть своего подопечного. Если тренер заметил, что собака не приняла положение лежа, нужно немедленно подойти к ней и произнести громко «Лежать!». Если обучение проводить последовательно, тщательно отрабатывая каждый элемент, собака будет спокойна при выстреле и вести себя соответствующим образом. При обучении нет смысла беречь патроны, главное -- чтобы ваш приказ был выполнен быстро и безотказно. Если собака выполняет эту команду неохотно, надо надеть ей поводок и учебный ошейник.
    С помощью этих средств можно добиться быстрого выполнения приказа.
    Данный приказ собака должна выполнять безукоризненно, ибо это -- одно из условий послушания собаки в лесу, в поле, при приближении зверя, после выстрела и т. д. Самое важное -- начало обучения, от этого зависит результат. Основное наше усилие должно быть направлено на то, чтобы команды выполнялись быстро и точно. Прежде чем брать собаку на охоту, в лес, особенно где обнаружен зверь, надо убедиться, выполняет ли собака все приказы. И только когда вы убеждены, что собака с любого расстояния поймет вас и примет положение лежа (будь то команда, произнесенная вслух, или путем поднятия руки или ружья), собаку можно брать на охоту.
    Если собака научилась выполнять данный приказ, то с уверенностью можно предполагать, что дальнейшее обучение пройдет успешно. Выполнение приказа «Лежать!» необходимо для любой собаки, но особенно важно для тех пород, с которыми охотятся в поле. Молодая собака, причем темпераментная, должна отучаться от плохой привычки поднимать голову. Иногда собака в таком возрасте делает это из-за любопытства, да к тому же легко вспугивая убегающего зверя. У молодой собаки всегда голова должна находиться между передними лапами; щенок не должен обращать внимание на то, что происходит около него. Чем дольше находится собака в такой позе (лежит, положив голову между передними лапами), тем легче ее приучить и к другим упражнениям, тем послушнее она в рабочих условиях, особенно в поле, когда она обычно находится вдали от своего хозяина.
    Когда вы заметите, что собаке наскучило выполнять данное упражнение, сделайте перерыв, начните повторять другие, уже известные упражнения, поиграйте с собакой, дайте ей лакомства. В поле выполнять эти команды для собаки не так трудно, даже неутомительно. Поэтому на занятиях, проводимых в поле, можно данные упражнения выполнять несколько раз подряд, делая между ними небольшой перерыв и увеличивая продолжительность самого упражнения. Лучше всего обучать собаку на лугу -- тогда она всегда перед глазами. Кроме того, зверь на лугу не задерживается подолгу, так что следы или запах зверя не испугают собаку.
    Взрослая собака, которая не проявляет беспокойства, заметив зверя, может находиться в положении лежа с чуть-чуть приподнятой головой.

ОБУЧЕНИЕ КОМАНДЕ «ПОЛЗТИ!»


    Если собака владеет данным упражнением, то ее обычно используют для выгона зверя, особенно при охоте в поле на дичь, когда нужно подкрасться к птице и вспугнуть ее. Иногда собаку заставляют выполнить эту команду, когда она провинилась, как наказание за неблаговидный проступок.
    Конечно, обучение проводится среди собак, которые работают в поле.
    На собаку надевают учебный ошейник (послушной собаке -- гладкий, непослушной -- твердый или с шипами) и поводок. Сначала дают приказ «Лежать!». Потом приказывают «Ползти!» и поводок тянут вперед, причем левой рукой придерживают собаку за лопатки, не позволяя ей приподняться, или же держат наготове прутик. После того, как собака проползет несколько шагов, нужно приказать ей сесть и, если она выполнит приказ, похвалить ее. Не следует торопить собаку выполнять это упражнение в совершенстве и быстро; все придет со временем, ведь для собаки данное упражнение утомительно, требует больших усилий. Достаточно выполнять это упражнение 2 раза в день, заставлять проползать собаку хотя бы по нескольку шагов. После нескольких занятий с собакой на поводке можно начинать обучение и без поводка. При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы собака ползла по земле почти на животе.
    Приказ «Ползти!» применяют как наказание, причем оно оказывает очень эффективное воздействие.

ОБУЧЕНИЕ ПРИНОСИТЬ ДОБЫЧУ


    Умение приносить -- это в какой-то мере врожденное, унаследованное качество любой прирученной собаки; данное качество наблюдают у всех собачьих, живущих на воле. Приносить добычу -- это способ обеспечить кормом не только себя, но и свое потомство. Человек использовал это врожденное качество собаки.
    Любую собаку можно научить приносить добычу, но обучение следует осуществлять надлежащим образом, ибо данное качество, присущее любой собаке, у представителей отдельных пород развито не в одинаковой мере. Даже более того, в этом отношении наблюдаются значительные отличия, характерные для определенной породы. Лучше всех приносят добычу легавые и спаниели, научить которых выполнять этот приказ не представляет труда. Значительно хуже приносят добычу гончие, западноевропейские гончие, от которых и не требуется приносить добычу. Но собак этих пород можно натренировать, натаскать, хотя на практике их не используют для этой цели. Не экономично, а часто и просто невозможно держать, кроме этих собак, еще и легавую, может быть, собаку иной породы, умеющую приносить добычу, лишь на тот случай, если бы вдруг когда-либо в течение года она потребовалась (например, на горных участках, в период перелета уток, бекасов и т. д.).
    Встречается много собак, которые охотно, с радостью, надежно приносят любую добычу, хотя и не прошли специального курса обучения. Это качество очень ценится среди собаководов, ибо оно передается по наследству. В то же время это качество, приобретенное путем тренировки и обучения, потомству не передается. В ЧССР встречается еще достаточное число собак, в которых течет кровь английских легавых; о них можно сказать, что приносить добычу -- это не врожденное для них качество, ибо данную особенность никто не стремился в них развить. Таких собак надо обучать приносить добычу. Интересно отметить, что возраст собаки -- не препятствие для освоения данного упражнения (правда, если применяется правильная методика).
    Утверждение, что лишь принудительное обучение приносить добычу дает надежный результат, не выдерживает критики. Во время испытаний можно убедиться, что и тренированные собаки, прошедшие специальный курс обучения, часто отказываются выполнять приказ, охотно припрятывают добычу, особенно если уверены, что тренер их не видит. Другие собаки берут добычу с неохотой, даже отказываются приносить ее. Истинные добытчики, собаки, специализирующиеся приносить добычу, выполняют этот приказ очень быстро, охотно. Случаи, когда собака не принесет добычу, чрезвычайно редки. Обучение приносить добычу следует начинать только при необходимости. Для обучения собак с врожденным качеством приносить добычу не требуется никакой инструкции. Достаточно того, что собака примет правильное положение сидя, как ей можно отдать приказ принести различные предметы. Предмет надо забросить недалеко, собаку придержать, а потом, отдав приказ «Принести!» или «Апорт!», пустить ее. Надо следить, чтобы собака, принеся предмет, правильно села и отдала предмет только по приказу «Дай!». Сначала рекомендуется тренировать собаку с мягкими предметами (с перчаткой, кожаными предметами), чтобы случайно она не привыкла давить добычу. Затем можно использовать и более твердые предметы, позже бросают козлы, чучело и т. п. Никогда нельзя заставлять собаку приносить камень или подобные предметы.
    Собака с врожденными качествами приносить должна приносить все, будь то лиса, кошка и т. д., причем это задание она выполняет охотно, по первому приказу. Если собака отказывается выполнять такое задание, значит, это качество у нее не врожденное; собаку следует обучить. Тренировку начинают в 7--10 месяцев, когда собака уже многому научилась. Можно и взрослую собаку обучить приносить добычу, если она выполняет, не пройдя курс обучения, данный приказ неохотно, порой отказывается его выполнить, что наблюдается при неправильном обучении. Таким образом, любую собаку, невзирая на ее возраст, даже взрослую, можно обучить приносить добычу. Результаты обучения зависят от способности и деловых качеств тренера; сумеет ли он, поставив перед собой задачу, сконцентрировать свою волю и заставить собаку выполнять свои приказы. Тренер, обучая собаку в «принудительном порядке», должен быть терпелив, ибо не каждая собака сразу поймет, что от нее требуется. Но даже такие «непонятливые» особи часто прекрасно приносят дичь, пройдя курс обучения.
Данный способ обучения, т. е. принудительное обучение, требует большого напряжения не только от тренера, но и от его подопечного, т. е. от собаки. Поэтому одно занятие длится не более 10 мин, но его нужно повторять 2--3 раза в день. В перерывах между занятиями собака должна свободно побегать, порезвиться. Если она занимается эффективно, постепенно добиваясь отличных показателей, ее необходимо похвалить, дать лакомство. Но если собака не выполняет ваше указание или выполняет его неточно, не следует спешить с похвалой, отступать от своих приказов -- нужно реагировать на любую небрежность или неточность. При необходимости рекомендуется применять наказания. Перед началом занятий следует приготовить заранее вспомогательные предметы, нужные при обучении: линейку или деревянную палочку длиной примерно 20 см, старую кожаную перчатку, веник из соломы длиной около 30--40 см, перевязанный посередине, два козла (один обычный, второй утяжеленный), чучело из кожи (например, кролик). Все перечисленные предметы старайтесь держать в определенном месте в тренировочном зале или помещении. После первых занятий собака, которая уже научилась приносить предметы, на приказ «Принести!» обычно устремляется к тому месту, где находятся эти предметы, и приносит их.
    Обучение проводят следующим образом. На собаку надевают учебный ошейник и поводок. Сначала ошейник не затягивают слишком тесно. Если собака упряма, рекомендуется надеть ошейник с шипами. Тренер садится, собака тоже садится с левой стороны так, чтобы ее голова находилась на левом колене тренера. На поводок наступают левой ногой, чтобы собаке не дать возможности убежать, левой рукой берут собаку за морду и открывают ей пасть, резко нажимая на губы. Потом дают команду «Принести!» и правой рукой вкладывают в открытую пасть линейку или деревянную палочку. После этого пасть закрывают и приказывают «Держать!». Какой-то момент собака должна подержать зажатый во рту предмет, а на приказ «Дай!» должна разжать челюсти. Это упражнение повторяют до тех пор, пока собака, услышав приказ, сама не схватит предмет, сожмет его челюстями и по команде отпустит. Некоторые рекомендуют начинать обучение на своей руке, надев, конечно, перчатку, чтобы научить собаку хватать предмет аккуратно. Это упражнение необходимо в первую очередь в том случае, когда есть опасения, что собака может попортить шкуру зверя, сжимая его челюстями. Упражнение повторяют со всеми предметами, заставляя собаку по приказу «Принести!» хватать тотчас же указанный предмет, крепко держать его и отпускать лишь по команде «Дай!». Постепенно следует увеличивать нагрузку: собака должна продержать предмет подольше. Иногда следует вырывать у нее какой-либо предмет, приказав «Держи!», чтобы убедиться, что собака научилась держать предмет крепко.
    Преодолев начальный этап обучения, самый, естественно, трудный, т. е. когда мы убедимся, что собака с нашей помощью хватает предмет, держит и отпускает его, можно переходить к следующему этапу: собака по нашему приказу должна сама схватить предмет. Дается приказ «Сидеть!»; мы держим перед ее челюстью линейку или ветку и приказываем «Принести!», надавливая при этом на голову собаки в направлении к предмету, добиваясь, чтобы собака схватила предмет. Можно и подтягивать собаку к предмету, но за поводок. При обучении непослушных, упрямых собак рекомендуется надевать на них учебный ошейник с шипами. Следует добиться, чтобы собака схватила соответствующий предмет из любого положения. Наконец, собака должна схватить и козлы, даже с земли. Чаще всего данное упражнение приходится не по душе для подопечного. Если собаке не удается схватить козлы, надо ей помочь: дать приказ «Лежать!», козлы приблизить к морде и затем приказать «Принести!», стараясь, чтобы собака схватила предмет. Иногда приходится, как говорится, попотеть, чтобы собака поняла, что от нее требуют. В таких случаях применяют ошейник с шипами. Натягивая поводок, заставляют собаку подползти к предмету. Давая приказ «Принести!» нужно стараться засунуть козлы в пасть. Иногда приходится так натягивать поводок, что от боли собака открывает пасть. Некоторые собаки открывают пасть сразу же после того, как нажать им пальцами на губы. Чтобы собака освоила данное упражнение в достаточной мере, необходимо набраться терпения. Стоит только собаке хоть один раз схватить правильно козлы, считайте, что успешный результат обеспечен. Каждый тренер обязан помнить, что он должен набраться терпения и держать себя в руках. Да и наказывая собаку, надо взвесить все за и против. При разучивании данного упражнения рекомендуется применять лишь два вида наказаний: потуже стягивать ошейник и, надев ошейник с шипами, тянуть за поводок. Рекомендуется в качестве учебных предметов использовать козлы, когда обучают собаку поднимать предметы с земли, ибо козлы очень легко в нужный момент засунуть собаке в пасть. Кроме того, козлы собаке удобнее схватить с земли. Постепенно собаку приучают носить козлы, сидеть, держа их во рту, и отдавать правильно по команде «Дай!». Это упражнение рекомендуется сначала выполнять, придерживая собаку на поводке. Потом собаку отпускают с поводка, ставят козлы на землю и, приказывая «Принести!», разучивают упражнение. В качестве учебных предметов можно использовать кроличьи шкурки, мешочки, наполненные песком или опилками. Позже обучают собаку брать препятствия с предметом, зажатым во рту, к тому же утяжеляют козлы, надев на них железные кружки.
    Убедившись, что собака освоила данное упражнение и научилась приносить все предметы, можно обучать ее приносить настоящую добычу -- сначала пернатую дичь (сороку, ворону), потом мелкого зверя (кролика). Зверя подают собаке таким образом, чтобы она схватила его за твердую, крепкую часть, т. е. за спину; никогда не следует подавать зверя брюшной частью, животом. Обучать приносить зверя нужно так же, как и приносить козлы. Вначале в качестве учебного пособия используют мертвого кролика, ибо его собаке легче схватить. Не нужно давать собаке диких голубей, поскольку от них разлетаются перья и пух. Иногда собака сразу хватает зверя, порой же отказывается брать его. Однако через какое-то время любая собака выполняет это упражнение хорошо. Следует иметь в виду, что одна собака приносит зверя охотно, другая сопротивляется выполнению приказа, однако вскоре и такие собаки становятся послушными.
    Следует обращать внимание, чтобы собака выполняла команды быстро и правильно отдавала принесенную добычу. Совет здесь простой -- замечать любую небрежность, неточность, настаивать на быстром выполнении приказа. Если собака выполнила приказ в медленном темпе, ей надевают учебный ошейник и поводок и заставляют снова повторить упражнение, приказав «Принести быстро!» и сделав вместе с ней пробежку. Если собака не торопится выполнять приказ, надо натянуть поводок; почувствовав шипы на своей шее, она быстро схватит кролика. Надо внимательно следить, чтобы собака приносила зверя лишь по приказу хозяина, что очень важно в рабочих условиях, на охоте. Поэтому надо натренировать собаку на занятиях.
    После освоения этого упражнения можно перейти к следующему -- научить собаку приносить зайца, дикую кошку, лису. Упражнение отрабатывают на только что убитых, свежих экземплярах или уже начавших портиться, с загнивающим запахом. Некоторые собаки отказываются приносить лис, но путем упорной тренировки можно преодолеть и это непослушание. Однако нельзя, тренируя собаку, наказывать ее сверх меры, ибо такая собака приносит добычу со страхом, иногда закапывает или прячет ее.
После каждого занятия рекомендуется выйти с собакой на прогулку, в поле, разрешить ей вволю побегать -- вот награда за работу во время тренировок. Собака запомнит это и будет всегда с охотой выполнять все наши приказы.

<< Назад | Начало | Дальше >>

Главная страница | Положения | Эксперты | Стандарты | Правила | Племенная работа | Литература | Это интересно
Hosted by uCoz