Коломан Слимак, Йозеф Духай

"Охотничьи собаки", 1986 год

Легавые собаки. Тренировка.

КАК НАУЧИТЬ СОБАКУ ОЖИДАТЬ ХОЗЯИНА


    Любая собака должна быть послушной и на определенном месте ожидать хозяина до тех пор, пока он ее не позовет или не придет за ней. Некоторым собакам, особенно работающим в горных или лесных условиях, приходится ожидать хозяина в определенном месте в течение нескольких часов. Поэтому подготовить собаку к такой работе не просто, требуется соответствующее терпение и настойчивость.
    Обучение проводят следующим образом. Собаку отводят на тихое место, где ее ничто не будет беспокоить. Там ей Дают приказ «Лежать и выдержать!» или «Лежать--ждать!». Потом тренер удаляется, но собака всегда в его поле зрения: он наблюдает, как она себя ведет. Если собака пытается встать или переменить позу, тренер ей громко приказывает: «Что это такое! Лежать -- выдержать!». Если это не помогает, надо вернуться, отвести собаку на исходное место, ударить слегка прутиком и снова повторить упражнение. Сначала целесообразнее оставить собаку где-нибудь на опушке леса, около стога сена или около какого-либо строения, откуда собаку хорошо видно: тренер сумеет вовремя принять правильное решение, если она не исполнит приказания. Сначала оставляют собаку на короткое время, потом срок, когда собака остается одна, увеличивают. Тренер, вернувшись к собаке, должен похвалить ее, приласкать. При этом упражнении никогда не следует звать собаку -- к ней нужно прийти самому. Позже собака спокойно остается одна и на других местах, ей незнакомых. Тренер (хозяин) должен следить, чтобы собака без его разрешения не покинула место. Далее нужно научить собаку оставаться на определенном месте и при стрельбе. Сначала нужно удалиться от собаки и выстрелить из ружья, наблюдая за ней. Собака не должна реагировать на выстрел. Если вы замечаете, что она намерена подняться, сразу подойдите к ней. Постепенно нужно увеличивать расстояние, на которое вы удаляетесь от собаки, и стрелять не ближе 200 м от нее. Если вы тренируете собаку для работы в лесных или горных условиях, то выстрел можно произвести через полчаса после того, как вы оставите собаку одну. Разумеется, если собака остается на продолжительное время, нельзя от нее требовать, чтобы она лежала, не шелохнувшись. Она может приподнять голову, сидеть. Главное -- она не должна уйти с данного места. Если собака не точно выполняет приказ, не следует наказывать ее, главное -- она должна находиться на определенном месте. Можно оставить собаке свой пиджак, палку, накидку и т. д. Строгая собака не позволит чужому дотронуться до этих вещей. Боязливые собаки с трудом привыкают оставаться одни, поэтому освоение этого элемента продолжается довольно долго.
    Некоторых собак так и не удается обучить выполнять этот приказ.

ОБУЧЕНИЕ БРАТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ


    Когда собака сама научится брать препятствия в естественных условиях, перепрыгивать через пни и т. п., тогда можно приступать к тренировкам в рамках обязательного курса обучения в домашних условиях. Это обучение имеет значение для тех собак, которые должны приносить добычу: собака должна уметь перепрыгнуть через различные препятствия, встречающиеся в естественных условиях, в лесу, не выпуская добычу изо рта.
    Сначала обучают собаку таким образом. В двери ставят доску и, произнося громко приказ «Гоп!», заставляют собаку, держа ее на поводке, перепрыгнуть через доску. Вместе с собакой перепрыгивает и тренер. Когда собака возьмет данную высоту, доску поднимают выше, но тренер уже не прыгает, лишь отдает приказ. Позже сооружают нечто подобное в саду, а упражнение с преодолением препятствий чередуют с приказом принести козлы, зверя и т. д. Высоту препятствия определяют в зависимости от роста и размера собаки. Для собак небольших размеров, например, спаниелей, высота препятствий не должна превышать 50 см, а для крупных собак -- около 70 см. Если вдруг при взятии препятствия собака теряет добычу (предмет), она выпадает у нее изо рта -- собака обязана ее снова схватить и принести хозяину.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ


    Приступая к обучению, следует заранее приготовить вспомогательные предметы, необходимые в процессе тренировок. Прежде всего нужен поводок длиной около 150 см, на нем выводят собаку на прогулку и его используют во время обучения. Далее -- более длинный поводок, который обычно тренер (хозяин) перекидывает на плечо; длина этого поводка должна быть такой, чтобы позволила собаке, которую ведут на поводке, лечь. Данный удлиненный поводок используют и в поле и во время охоты, чтобы у тренера (охотника) руки были свободны. Кроме того, необходимо приобрести специальный ошейник, который можно изменить в окружности -- затянуть покрепче или ослабить, или обычный, постоянный. Для упрямых, непослушных собак следует приобрести ошейник с шипами (шипы обычно из железа или из кожи); такой ошейник используют также в том случае, когда надо отрабатывать трудные упражнения или элементы. Для обучения в поле рекомендуют приобрести достаточно крепкую и длинную веревку (20 м), на которой завязывают несколько узлов: в случае надобности веревку можно укоротить, сложить; веревка не запутается даже при использовании ее на полную длину. При тренировке в лесу или по кровавому следу необходим специальный поводок -- так называемый поводок для западноевропейских гончих, длиной 6 м. Для отработки выполнения элементов приказа «Принести добычу» надо иметь старую перчатку, не очень толстую палку или линейку длиной примерно 40 см, небольшой пучок соломы, перевязанный посередине шпагатом, два козла, различные по величине и весу 4. Рекомендуют козлы Гегендорфа, на которые можно намонтировать при необходимости железные круги, чтобы постепенно увеличивать их массу. Необходимо приобрести свисток высокого тона. У собаки отличный слух, поэтому не следует покупать свисток, который издает громкий звук (как, например, у железнодорожников). На поводке надо укрепить специальные зажимы. На концах поводка для западноевропейских гончих должна быть пряжка, которую застегивают на тренировках. Все перечисленные предметы используют и при обучении легавых.

Рис. 21. Приспособления и вспомогательные средства для обучения собак:
1 -- деревянная палка-древко; 2, 3 -- веники, снопы из соломы; 4 -- мешочек с песком;
5 -- раздвижная штанга с набором грузиков

КАКАЯ ЛЕГАВАЯ ЛУЧШЕ ПОДДАЕТСЯ ОБУЧЕНИЮ


    Для обучения выбирают собаку не только в зависимости от ее врожденных особенностей, но и по внешнему виду. Принимается во внимание и тот факт, что собака породистая, с хорошей родословной, унаследовала большую часть рабочих качеств. Для тренера и для племенной работы важно отобрать собак с соответствующими врожденными качествами, главное из которых -- чутье, причем данное качество не зависит от методики обучения и от тренера. Собака с плохим чутьем не годится для обучения, а также для охоты. Если подобная собака темпераментна, она обычно не выгоняет зверя, а поднимает его. Собака небольших размеров, не обладающая хорошо развитым чутьем, обычно выгоняет зверя, но гонит его на небольшое расстояние (на 2-- 5 шагов).


КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЛЕГАВОЙ


    Легавую начинают тренировать тогда, когда она подрастет, наберет вес, оформится, начнет проявлять свои врожденные качества, интерес к зверю. Обычно такое состояние отмечают к 6-- 8 месяцам от рождения. Английские легавые развиваются немного раньше, чем континентальные легавые. В задачу тренера входит обучить собак развивающихся быстро. Естественно, прямая выгода использовать на охоте щенков, родившихся в январе -- марте, в том же году. На осенние испытания выводят 6-- 8-месячных собак, которые, как показывает практика, работают отлично. Однако от породы и от родословной зависит период развития щенка, темпы его развития. Со щенком надо почаще ходить в лес, совершать прогулки по полю, где он встречается со зверем, с птицей, тем самым развивается интерес к зверю. Собака, которая находится и воспитывается в псарне, развивается гораздо медленнее, ибо реже встречается с людьми и со зверем. Поэтому рекомендуют выводить собаку в лес уже в 3 месяца, показывать ей следы зверей. Таким образом закладывается основа для полноценного и хорошего воспитания, правда, во время этих прогулок по лесу нельзя разрешать собаке гонять зверя.

Рис. 22. Схема тренировки легавой на вязкость
при разыскивании и преследовании добычи в поле

ПРОВЕРКА ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ


    Обучение любой легавой -- это процесс, требующий определенного напряжения, времени, в какой-то мере самоотрешенности и самопожертвования. Поэтому, приступая к занятиям, тренер должен верить, что его усилия не пропадут даром. Конечно, заранее надо быть уверенным, что врожденные рабочие качества собаки (в первую очередь чутье и обоняние) развиты в достаточной степени, ибо на развитие этих качеств тренер не влияет, о чем мы уже упоминали; другие же рабочие качества, в частности поиск по следу, упорство к поиску и т. д., можно до известной степени натренировать.
   
Чутье. Острое чутье -- это врожденное качество собаки, оно не зависит от умения тренера. Путем качественного отбора и племенной работы можно получить потомство с прекрасно развитым чутьем. Поэтому племенная работа должна быть нацелена на качественный отбор производителей, чтобы получить потомство с развитым чутьем.
    Качество чутья у собаки не проявляется на внешнем ее виде; по внешним признакам не удается судить об уровне развития ее чутья. Среди охотников бытует такое мнение: если у собаки широкие и раскрытые ноздри, которыми она способна улавливать множество запахов, у нее отменное чутье. В известной степени, с этим утверждением можно согласиться 5. Другого внешнего показателя о развитости чутья не существует. Чутье собаки проверяют только на практике, в естественных условиях. Причем приходится изрядно помучиться, прежде чем удастся определить степень развития чутья у собаки. Даже незначительные, казалось бы, факторы могут оказать влияние на чутье собаки, особенно во время испытаний: состояние здоровья собаки, погода, сила ветра, вид зарослей, сорт растений на поле, вид зверя и т. д. Чутье определяют следующим образом. Собаку выпускают в местности с низким кустарником и против ветра. Как только собака почувствует запах зверя, она остановится или примет стойку.
    Остроту чутья определяют обычно по такому показателю: с какого расстояния собака поймала запах зверя. Легавая с хорошим чутьем чувствует запах зверя с расстояния 30--50 шагов, в исключительных случаях и с большего расстояния. Легавых, которые в трудных погодных условиях проходят мимо зверя, не чувствуя его запаха, и замечают его только на близком расстоянии (с двух шагов), нет смысла обучать -- ясно, что у них плохое чутье. Чутье обычно проверяют при охоте или при испытании на пернатую дичь (лучше всего на куропаток, которые испускают сильный запах). Заяц для этой цели не годится, так как он не всегда испускает запах. Часто собака, даже легавая с хорошим чутьем, пробегает возле зайца, а делает стойку лишь на близком от него расстоянии.
    Случается и так, что собаки, родители или предки которых не принимали участия в охоте, не умеют использовать свое чутье. То же самое относится и к собакам, выросшим в домашних условиях или в псарнях и не имевшим возможности непосредственно встречаться со зверем. У таких собак, на первый взгляд, очень слабое чутье: они не чувствуют зверя даже с подветренной стороны и не делают стойку. Таким собакам надо дать возможность почаще видеть зверя, водить их на сенокос, к месту обитания пернатой дичи, к норам и берлогам, показывать следы зверей, водить по следу. Именно таким образом у собак можно пробудить интерес к зверю, активизировать непробудившиеся врожденные качества. Часто отмечают, что собака, с, казалось бы, плохим чутьем после соответствующих тренировок уже умеет пользоваться своим органом обоняния. Запах зверя в густых зарослях растений с большой ботвой (на картофельном поле, в посадках репы и т. п.) держится низко над землей, так как не может быстро распространяться, как например, в кукурузном поле, на лугах и т. д. В душные летние дни запахи распространяются совсем иначе, чем в обычные, что затрудняет работу легавым даже с прекрасным чутьем. Нередко такая легавая не может отыскать зверя, будь то не подстреленный или раненый.
    На остроту обоняния влияют и другие факторы, которые иногда не принимаются во внимание. Поэтому по результатам первых испытаний нельзя судить о качестве чутья у собаки. Испытания на поиск зверя, проводимые среди легавых, доказывают, что и собаки с хорошим чутьем ошибаются. Причину порой трудно объяснить.
    Орган чутья у собаки настолько чувствителен, что реагирует на любые, даже незаметные изменения, в частности на погодные условия. В сухую погоду собака хуже реагирует на запах, чем в пасмурный день, когда запах довольно долго держится низко над землей. Поэтому-то нередки случаи, когда в теплое и сухое лето легавые ошибаются. На чутье влияет сила и направление ветра. Собака не может учуять зверя с подветренной стороны. В таких случаях и собака с отличным чутьем не заметит зверя. Влажный нос собаки -- свидетельство нормального состояния ее здоровья. Если у собаки сухой нос, ее снимают с испытаний (есть подозрение, что она больна).
    Когда легавая часто встречается со зверем, она обучается в полной мере использовать свой орган обоняния, т. е. быстро обнаруживать зверя. Легавая ищет зверя верхним чутьем; она чувствует запах лучше всего над подростом, над травянистым покровом. Эта особенность заметна у пойнтеров, которых охотники первоначально использовали специально для отыскивания зверя и пернатой дичи. Однако нельзя в связи с этим категорически утверждать, что легавые, работающие с нижним или полунижним чутьем, не отличаются хорошим обонянием, ибо легавые с отменным чутьем, прекрасно работающие по следу, идут по следу нижним чутьем. Такие собаки очень надежно ведут по следу, поэтому тренировка их по кровавому следу не представляет труда.
    Скорость. Собаку, которая не отличается врожденной скоростью, нельзя обучить быстро бегать, применяя даже самые совершенные методы. От тренера не зависят результаты обучения. Однако имеются методы и способы, как заставить собаку умерить свой пыл, бегать медленнее. Поэтому целесообразно приобретать быстрых и темпераментных собак, которых легче приучить бегать со скоростью, отвечающей данным условиям охоты. Кстати, современная охота не предусматривает использования очень быстрых собак, скорее используются выносливые, типа легавых. Сегодня, когда уже охотятся не в одиночку, а сообща, данное качество -- скорость бега -- не имеет решающего значения. Конечно, в те времена, когда охотники выходили на охоту в одиночку, когда им приходилось покрывать огромные расстояния, отыскивая зверя, держать быструю собаку было выгодно, вернее просто необходимо. На охоте, где участвуют несколько охотников, собаке приходится активно работать на небольших участках; такие же условия охоты и на кукурузных полях, полях подсолнечника и других культур с высокими стеблями.
    Подача голоса при поиске добычи. Одно из важных качеств рабочих собак -- подавать голос, идя по следу. Это качество врожденное, оно не зависит от методики тренировки и от самого тренера. Редки случаи, когда легавые подают голос, идя по следу. Чаще наблюдается такой вариант: легавая подает голос тогда, когда заметит зверя, видит его. Вот именно эту особенность можно развить у легавой, причем это легко поддается тренировке: собаку выводят на свежий заячий след или позволяют ей гнать зайца. Иногда собака подает голос, естественно, когда заметит или увидит зайца, но потом собака подает голос, когда чувствует свежий след, хотя самого зайца и не видит.
    Рабочие качества, которые более-менее можно развить, которые поддаются изменению во время тренировки, следующие: чутье на зверя, умение держать след («гнать» зверя), поиск зверя, умение спугивать дичь или зверя, приносить добычу, выносливость.
    Злобность к зверю. Часто приходится слушать утверждение, что злобу к зверю у собаки можно развить путем постоянных тренировок. Однако это утверждение применительно для собак, у которых данное качество врожденное, но оно не выявлено или выявлено частично, не в полную меру. Если собака бежит от зверя, боится его или не замечает добычу, то ее трудно приучить набрасываться на зверя, тем более душить его. В этом случае не поможет даже самая совершенная методика тренировки.
    Преследование (гон). Идти по следу, держать след--качество, которое легко развить у любой собаки. Даже у английских легавых, у которых это качество не считается врожденным, его удается развить. Для племенной работы отбирают таких собак, у которых данное качество является врожденным, т. е. когда собака берет след, работает нижним чутьем, предварительно не пройдя никакого курса обучения. Мне кажется, что мы поступаем неправильно, когда наших универсальных легавых -- молодняк -- на весенних испытаниях, держа на поводке, заставляем идти по следу -- ведь это показатель мастерства, обучения, результат тренировки. Считаю, что целесообразнее выявить врожденные качества собаки, дать возможность проявить себя в естественных условиях: как собака берет след, идет по следу, подает ли голос, идя по следу, когда не видит зверя, или лишь в том случае, если заметит его. Обучение держать след, причем при условии, когда охотник ведет собаку на поводке, осуществляется по следу, проложенному искусственным путем. Еще хуже, если, соглашаясь с утверждением тренера или владельца собаки, что его собака прекрасно держит след, идет по следу, поскольку он «натаскал» ее, натренировал, а не потому, что у нее эти качества врожденные, мы отбираем данную собаку для племенной работы: мы совершаем большую ошибку - ведь передается по наследству только врожденное качество идти по следу.
    Проверять способность собаки держать след, идти по следу рекомендуется в лесу, в зарослях, где собака не видит зверя (например, зайца), и должна работать нижним чутьем.
    Важно, чтобы проверка этого качества не проводилась против ветра, чтобы собака не работала верхним чутьем.
    Поиск зверя и дичи. Большинство современных легавых отыскивают зверя, пернатую дичь довольно быстро, поиск ведут настойчиво, целеустремленно, доказывая, что они выносливы. Проверка собаки на поиск зверя и дичи проводится обычно на открытой местности, где нет естественного укрытия для зверя. Умение отыскать зверя, дичь - врожденное рабочее качество собаки. Легавая, которая проходит испытание на данное качество, должна последовательно обследовать весь участок, указанный ей тренером (владельцем). Это качество - умение отыскать зверя, дичь - можно развить у любой собаки путем тренировки, если, конечно, собака вынослива и обладает скоростью.
    Подъем (вспугивание) зверя, дичи. Не у всех легавых качество поднимать зверя, дичь, гнать зверя на охотника является врожденным. Некоторые легавые поднимают зверя сразу же, как только наткнутся на него, увидят, отыщут его, другие же, заметив добычу, останавливаются, а потом сразу же поднимают ее, вспугивая, и гонят на охотника. Предпочтение отдается собакам, которые без тренировки, без натаскивания поднимают зверя сразу же, как только очутились в поле, в лесу -- ведь данное качество хорошо передается по наследству. Обычно проверяют это качество, выводя собаку в поле, в низкие заросли, где водятся куропатки; желательно проводить испытания днем, в полдень, в теплую, не дождливую погоду, когда запах дичи хорошо сохраняется: собаку выпускают против ветра или со стороны перпендикулярной ветру (с боковым ветром), чтобы она могла по запаху отыскать добычу. Испытания не проводятся при сильном шквальном ветре, ибо такие погодные условия отрицательно влияют на чутье собаки.
    Работа на воде. Некоторые щенки с удовольствием идут в воду, плавают в водоемах, иные, наоборот, боятся воды, лишь намочат в воде лапы. Но и такого щенка можно приучить к воде, обучить работать на воде. Однако следует всегда помнить, что для племенной работы целесообразно оставлять собаку, которая без предварительного натаскивания, тренировки сразу же идет в воду, не боится воды. Проверять это качество рекомендуется в теплую погоду и после определенной нагрузки, когда щенок устанет: он охотнее пойдет в воду. Не обязательно, чтобы щенок тотчас поплыл; достаточно, если он не побоявшись, войдет в воду и побегает, резвясь, по мелководью у берега: легко определить, нравится ли ему это, охотно ли он поласкается в воде.
    Принос добычи. Умение приносить добычу -- обычно врожденное качество собаки. Оно проявляется уже в раннем возрасте: если щенок охотно приносит предметы обихода, кожаные вещи, небольших зверьков и т. д., значит, это качество у него врожденное. Хотя данное качество можно легко развить, даже обучить собаку, которая первоначально противится что-либо приносить хозяину, однако у таких собак это приобретенное качество не передается потомству. Щенков от таких родителей приходится обучать приносить добычу, что требует определенных усилий и отнимает много времени. Поэтому целесообразно для племенной работы отбирать собак только с врожденным качеством приносить добычу. Это качество легко выявить даже у щенков. Сейчас многие собаки не проходят курса обучения приносить добычу, но выполняют эту работу охотно и надежно. Следует еще раз повторить, что для обучения целесообразно отбирать таких собак, у которых рабочее качество приносить добычу является врожденным.

<< Назад | Начало | Дальше >>

Главная страница | Положения | Эксперты | Стандарты | Правила | Племенная работа | Литература | Это интересно
Hosted by uCoz