|
Собаку подводят на длинном поводке к месту, где был произведен выстрел (там оставлена состриженная шерсть), пропускают поводок между передних ног и дают обнюхать место выстрела (в том числе и клочья шерсти от кролика). Можно собаке дать команду «Лежать!», чтобы она немного успокоилась и привыкла к запаху крови, запомнив его. Затем приказывают «Я потерял! Принеси!» Собака должна тотчас подняться и взять след. Если проложен кровавый след, то легко контролировать, правильно ли собака взяла след и идет по нему. Прокладывая след, помощник может оставлять по дороге метки -- сломать ветку, бросить на дорогу палку, кусочки бумаги и т. д. (предметы необходимо подготовить заранее). По таким признакам тренер безошибочно определяет направление искусственного следа. Когда собака почует запах крови, она начинает волноваться, устремляется вперед. В таком случае собаку следует успокоить, приказав ей «Лежать!» «Медленно!» и т. д. Надо добиться от собаки, чтобы она шла по следу спокойно. Если она освоилась с обстановкой и начинает правильно работать, ее необходимо похвалить. Время от времени рекомендуется произносить команду «Я потерял! Принеси!», чтобы собака инстинктивно чувствовала и понимала свою обязанность -- найти добычу и принести ее хозяину (тренеру). Тренер спокойно следует рядом с собакой, когда она идет по следу, до тех пор, пока не будет обнаружена добыча: тогда отдается приказ «Принести!». Тренер быстро возвращается на исходное место, оставив собаку около добычи; собака должна принести добычу на место, откуда произведен выстрел. По возможности, собака должна возвращаться тем же самым путем, т. е. идти по следу назад. Освоив эту деталь, собака и в дальнейшем будет возвращаться всегда по искусственно проложенному следу; ей не грозит опасность заблудиться в лесу. В дальнейшем задача усложняется: от основного следа прокладывают несколько боковых, но не кровавых следов. По ним легко можно проверить, правильное ли направление брала собака. Если собака свернула на боковой след, ей дается команда «Лежать!». Тренер подходит к собаке и возвращает ее на правильный след, причем за несколько шагов до того места, где собака свернула с правильного следа. Тренер ведет сначала собаку на поводке, следя за тем, чтобы она вторично не свернула со следа. Когда тренер убежден, что собака надежно работает на поводке, он спускает ее с ремня. Однако не следует спешить разрешать собаке работать без поводка. Надо убедиться, что собака взяла след, уверенно идет по следу, ведет себя спокойно. Иногда вместо поводка применяют шнур, шпагат, который продергивают через ошейник; один конец берут в левую руку, другой - в правую, подводят собаку к месту выстрела и несколько шагов проходят вместе с ней по следу. Когда тренер убежден, что собака взяла след, он отпускает шнур с левой руки; собака чувствует, что ее ничто не сдерживает. Тогда приказывают «Я потерял - принести!». Тренер ждет, когда собака вернется с добычей, и дает ей команду «Сесть!». Отобрав добычу, надо похвалить собаку. Если собака, потеряв след, бродит по лесу, не находит добычу, ей прикрепляют поводок, и упражнение повторяют с самого начала. Не рекомендуется разрешать молодой собаке приносить добычу с искусственно проложенного следа, т. е. зверя (например, кролика), на котором сделаны надрезы с кровоточащими ранами, так как это может испугать неопытного пса или толкнуть его в дальнейшем на неблаговидные поступки -- хватать, давить добычу. Для менее одаренных молодых собак рекомендуют следующий способ натаски, который оправдал себя на 100 % при работе по искусственно проложенному следу,-- использовать застреленную куропатку. Помощник протаскивает по земле куропатку (он тащит ее за шпагат, шнур, привязанный к его ногам) 6 на расстояние 20 шагов и оставляет на земле. Собака наблюдает за этой процедурой. Затем собаку спускают с поводка, приказывая «Принести!». Постепенно расстояние до того места, куда кладут куропатку, увеличивают до 80 шагов, и весь процесс прокладывания следов происходит вне поля зрения собаки, незаметно от нее. Собаке приходится активизировать свои природные качества, если она хочет принести куропатку хозяину, в частности призвать на помощь чутье. Если собака выполняет и это задание, можно ей доверять поиск добычи, указав лишь след (приложив нос к земле) и отдав приказ «Принести!». Особенно эффективен данный метод обучения для таких собак, у которых не наблюдается интереса к следу зверя, пернатой дичи. Известный венгерский собаковед, тренер Феликс, рекомендует надежный игровой способ обучения, пригодный для работы нижним чутьем. Сначала позволяют собаке самостоятельно вести поиск в лесу, где она хочет, а потом прокладывают искусственный след краюшкой хлеба, натертой салом или, что еще лучше, сыром с луком. Собаку на поводке подводят к следу и заставляют ее идти по искусственно проложенному следу. Когда собака доберется, наконец, до краюшки хлеба, ей не разрешают ее съесть, но в качестве награды за труд ей отламывают кусок. Применяя этот способ, Феликс успешно тренировал даже английских легавых, которых, принимая во внимание их темперамент, с трудом можно заставить работать нижним чутьем. Они охотнее идут по следу по ветру, петляя, пробегая мимо зверя (дичи), однако, почуяв запах, сразу же возвращаются к месту, где находится добыча, и приносят ее хозяину (тренеру). Такой способ поиска добычи зависит от характера поведения собак данной породы, а не связан с какими-либо упущениями в методике обучения. Например, пойнтеров вообще трудно приучить идти по следу спокойно. Принуждая их силой осваивать именно этот метод поиска добычи, можно отбить у них охоту вообще идти по следу. Обычно рекомендуют применять следующий способ обучения. Приманку (добычу) Прячут в лесу, собаку на поводке подводят к следу и ведут по нему 3--4 шага, затем спускают с поводка. В день заставляют собаку работать 3 раза, искусственно прокладывая след сначала на небольшие расстояния, затем постепенно увеличивая его до 300 шагов и более. Если собака надежно работает в лесу, можно начать тренировки и в поле, сначала на проселочной местности, а затем и на равнине.
ПОИСК РАНЕНОЙ ПЕРНАТОЙ ДИЧИ И МЕЛКОГО ЗВЕРЯ
Нередко приходится наблюдать такие случаи, когда собака, надежно работающая по искусственно проложенному следу и получившая за это на испытаниях высокую оценку, в лесу не оправдывает надежд тренера и хозяина и не справляется с простым заданием -- найти и принести подстреленную дичь. Объясняется это тем, что не всегда хорошо обученная собака имеет возможность на практике применить приобретенные знания. Как известно, у подраненной дичи запах совсем иной, чем у застреленной, уже пролежавшей несколько часов и остывшей птицы. То же самое можно сказать о зайце: есть различие в том, как пахнет заяц, которым прокладывают след и который только что добыт охотником. Собака различает эти запахи. Многие тренеры забывают об этой особенности собачьего чутья, успокоившись, что собака достигла хороших успехов на тренировках по искусственно проложенному следу. Некоторые собаки, особенно те, кого натаскивали по следу не стреляного зверя, могут взять след и идти по следу подраненной добычи, которая не оставляет даже и кровавого следа. Большинству легавых недостаточно обучения лишь по искусственному следу; их надо натаскивать и приучить работать в естественных условиях, т. е. брать след и идти по следу подранка, причем такое обучение рекомендуется провести не один раз. Практика доказывает, что опыт приобретается в естественных условиях, на охоте, о чем позже можно судить по результатам испытаний; имеет смысл натаскать собаку так, чтобы она шла по следу только что подстреленной дичи, нашла ее, даже в зарослях, где не может увидеть ее непосредственно. В первую очередь собака должна уметь искать против ветра, потом она приобретает опыт и легко справляется с поиском при боковом ветре и, наконец, по ветру. Приказав «Я потерял, искать!», тренер указывает собаке направление поиска и дает возможность ей самой найти и принести добычу. Некоторые легавые не понимают приказа и не приносят добычу, а, учуяв зверя (дичь), делают стойку, указывая тем самым место нахождения добычи. Поэтому тренер должен вновь дать команду «Я потерял, принести!». Перечисленные выше упражнения - лишь прелюдия к самому главному. Собака на практике, во время охоты, должна найти подстреленную дичь или идти по следу за скрывающимся от погони зверем. Для этой цели умышленно подстреливают в зарослях зайца (выстрел производится в таз), следя за ним визуально (собака зайца не должна видеть). Собаку держат за поводок, подводят ее к месту выстрела, давая обнюхать ей соответствующие предметы, показывая на кровь, на куски шерсти, и дают приказ «Я потерял, искать!». Когда собака найдет зайца и принесет его хозяину (тренеру), надо приказать ей «Сидеть!» и отобрать зайца, повторяя при этом команду «Пустить!». Потом необходимо похвалить собаку. Если вдруг собака потеряет след, ее надо провести по следу на поводке до самого места, где находится подстреленный заяц. Там собаку спускают с поводка, приказывая «Принести!». Молодая собака иногда хватает зайца за голову, за ляжку или за шерсть, что не рекомендуется. Поэтому собаку обучают, как правильно приносить еще теплого зайца, заставляя ее схватить зайца за спину; правда, она не сразу поймет, что так тащить ношу удобнее. Иногда наблюдают, как собака лапами добивает еще живого зайца. Разумная собака сама поймет, как поступить с такой добычей и, правильно ухватив ее, принесет тренеру. Собака нерасторопная, глупая не может выполнить поставленную перед ней самой жизнью задачу: она не справляется с зайцем. Такой собаке необходимо помочь: надо подойти к ней и подбодрить ее, подождать, пока она не выполнит приказ и не принесет добычу. Встречаются собаки «мягкотелые», которые так никогда и не научатся душить подстреленного зайца, что свидетельствует об отсутствии достаточной злобности к зверю. Таких собак выбраковывают из претендентов для отбора на племенную работу. Нередки случаи, когда собаки, правильно схватив зверя, проявляют чрезмерную злобность, что свидетельствует о недостаточном воспитании и огрехах в обучении. Иногда причина кроется в том, что темпераментному, злобному щенку позволяют преждевременно душить дикого зверя. Когда собака принесет добычу (в частности, мелкого зверя), надо следить за тем, чтобы добыча не стала для нее предметом забавы и не находилась долгое время у нее в пасти; сразу же, как только собака принесет добычу, ее нужно отобрать. Подобным способом собака проходит обучение в поиске пернатой дичи, что требует известного навыка и трудолюбия, особенно если дичь упала после выстрела в высокие заросли, а погода стоит сухая и теплая. Собака быстро устает, разыскивая добычу, поскольку у данной породы чутье не слишком острое. Нередко бывает, что подстреленную куропатку не удается найти и опытной легавой, поскольку куропатка, раненная в крыло, способна в короткое время уйти на довольно большое расстояние, даже на несколько сот шагов. Если собака хорошо подготовлена и прошла полный курс обучения, неудачи на охоте являются редким исключением. При поиске пернатой дичи надо набраться терпения. Собака часто осуществляет поиск совсем в ином направлении, где спряталась птица. При таких обстоятельствах надо полностью положиться на собаку, на ее чутье: собачий нос не подведет. Любое вмешательство нервирует собаку. Единственно, что рекомендуется предпринять -- указать собаке правильное направление, в котором скрылась дичь. Когда тренер убедится, что собака не справляется с задачей, не может найти подстреленную дичь или птица ушла в противоположную сторону, надо взять собаку на поводок или шнур, привести ее снова к месту выстрела, показать ей след и, сделав с ней вместе несколько шагов по следу, приказать «Я потерял, искать!». Когда собака возьмет след, нужно незаметно спустить ее с поводка.
Если собака уже приучена приносить добычу сразу же после выстрела, если охотник берет ее на охоту продолжительное время и уверен в ее послушании, можно разрешить ей приносить куропатку, раненную в крыло, сразу после выстрела. Собака обычно душит птицу прежде, чем куропатка опомнится и предпримет попытку к бегству. Тем самым охотник сэкономит время и силы -- ему не придется искать свою добычу.
|
|