Коломан Слимак, Йозеф Духай

"Охотничьи собаки", 1986 год

Легавые собаки. Тренировка.

ТРЕНИРОВКА В ПОЛЕ


    После обучения собаки в домашних условиях можно приступить к следующему этапу тренировки -- обучению собаки в полевых условиях.

ПОИСК


    Молодую собаку обучают в первую очередь вести тщательный поиск по всей ширине участка поля. Собака должна находиться впереди тренера, в 100 шагах от него, и последовательно обследовать участок, бегая справа налево по всей ширине поля («челноком»), не оставляя без внимания ни одной пяди поля. Некоторые тренеры отпускают от себя собаку на большее расстояние (примерно на 300 м впереди, иногда и дальше), но для коллективной охоты такая подготовка не годится, так как собаку трудно заставить быть послушной в условиях, когда на участке (в поле) находится несколько собак одновременно. Сначала следует заставить собаку вести поиск вблизи тренера (охотника), чтобы легче было давать ей приказы, в частности «Лежать!», когда собака неожиданно может поднять зверя. Когда вы уверены, что собака послушна, выполняет вашу команду, можно постепенно отпускать ее от себя на большее расстояние, наблюдая, однако, за тем, чтобы она тщательно обследовала участок вдоль и поперек. У некоторых легавых отмечают врожденное качество проводить поиск по ширине участка, в поперечном направлении. Поэтому тренировка в подобном случае не связана с какими-либо трудностями. Собаку следует только направлять.
    Большинство английских легавых ведут поиск таким способом, который приемлем только при охоте на огромных пространствах, на обширных полях. Собака, выпущенная в поле, удаляется от тренера на 500 шагов, а иногда и дальше, обегает вдоль всего поля, совершая круг, возвращаясь на исходное место, потом снова обегает поле, суживая круг своего поиска, и т. д. Эти темпераментные собаки умеют прекрасно искать, вынюхивать зверя, дичь, используя ветер. Однако такой поиск можно вести лишь на равнинах, на обозримом пространстве, на открытой местности.
    Когда собаки данной породы будут использоваться у нас как универсальные, их придется научить вести поиск в поперечном направлении, по ширине участка.
    Прежде чем начать тренировку, надо подобрать соответствующий участок, где не так много дичи. Собаку спускают с поводка и дают команду «Лежать!». Переждав, пока собака успокоится, выполнит данную команду, надо, определив направление ветра, сделать несколько шагов вперед и, стоя впереди собаки, приказать «Ищи!». Собака должна начинать поиск при боковом ветре, научиться использовать его. С подветренной стороны разрешается вести поиск уже опытным собакам: рекомендуется, отпустив собаку приблизительно на 100 шагов, позвать «Ко мне!». Постепенно расстояние, на которое разрешается удалиться собаке, увеличивают до 300 м, обращая внимание, чтобы собака использовала ветер.
    Собаку, которая ведет поиск, направляют направо и налево коротким свистом и движением руки. Если необходимо изменить направление движения собаки, надо дать короткие свистки, чтобы привлечь ее внимание. Когда собака заметит тренера, надо указать ей рукой направление. Сначала в случае необходимости можно и самому тренеру пойти в том же направлении; тогда собака быстрее поймет приказ. Данное упражнение следует повторять всякий раз, как только собака выходит из-под контроля и не реагирует на любое движение руки. Встречаются весьма темпераментные собаки, к которым необходимо часто применять команду «Лежать!», что приучает их к послушанию. Однако попадаются и ленивые собаки, которых приходится постоянно заставлять работать. Если эта особенность сравнительно устойчива и от нее не удается быстро избавиться, то приходится продолжать каждое занятие и с такими собаками, что отрицательно влияет на усвоение материала. Разумеется, темпераментную собаку легче приучить работать ровно, не торопясь, чем ленивую собаку научить вести поиск темпераментно. Обучая медлительную собаку, собаку «с ленцой», рекомендуется прежде всего развить в ней скорость, позволив ей какое-то время самостоятельно погонять зайца. У некоторых собак такая тренировка способствует развитию темперамента. Собаку темпераментную следует обучать осторожно, постепенно. Если она непослушна и не подчиняется приказу тренера, не реагирует на движения его руки, не выполняет приказ «Лежать!» на любом расстоянии от тренера, собаке не следует доверять гон зверя. Стоит позволить такой собаке хоть разок погнать зайца, потом ее трудно будет заставить выполнять команду и спокойно и последовательно вести поиск. Темпераментная собака обязана быть послушной и подчиняться воле тренера, который должен быть строгим и последовательным в своих действиях.
    Если собака непослушна, слишком темпераментна или плохо воспитана, рекомендуют тренировать ее на длинном поводке (около 20 м). Поводок пристегивают к ошейнику. Собака свободно передвигается, поводок не натянут, но если собака не выполняет приказ или меняет направление бега, надо дернуть за поводок, попридержать ее. Держа поводок в руках, тренер заставляет собаку реагировать на свои приказы и придерживаться нужного направления.
    Однако, выполняя это упражнение, надо быть крайне осторожным, не травмировать и не нервировать собаку напрасно, чтобы у нее не пропало вообще желание вести поиск. Надо изучить характер и повадки собаки. Собака упрямая легче переносит строгое с ней обхождение, а собака ласковая, мягкая по натуре, может прекратить поиск сразу же, если хоть один раз натянуть поводок, а порой ее и с места не сдвинуть, когда ей пристегивают поводок. Разумеется, такую собаку не следует обучать вести поиск, держа ее на поводке, ей достаточно приказать «Лежать!» и указать направление ее движения.

УМЕНИЕ УКАЗАТЬ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ЗВЕРЯ (ДИЧИ)


    Когда легавая учует добычу (зверя, дичь), она указывает точно ее местонахождение. Умение указать местонахождение зверя - врожденное качество легавых. Большинство молодых собак, которые впервые участвуют в охоте, указывают местонахождение зверя. Если у легавой острое чутье, то она быстро чувствует по запаху зверя и сразу же указывает его местонахождение. Однако встречаются и такие особи, которые, не подав знак, где находится зверь, вспугивают, поднимают свою добычу. Причины такого поведения могут быть объяснены следующим образом: у собаки плохое чутье или плохая скорость, не соответствующая ее чутью. Такую собаку, убедившись, что она не способна правильно указывать местонахождение зверя, рекомендуют не включать в состав претендентов на племенную работу, не продолжать ее обучение, чтобы не тратить напрасно сил и времени.
    Предки собаки не обучались указывать местонахождение зверя, на практике им не приходилось также применять данное рабочее качество, вот почему это качество и не развилось у потомков. Если у этой собаки хорошее чутье, она учует зверя, но, рванувшись прямо за ним, не останавливается чтобы указать его местонахождение. В данном случае собаку удается обучить; после нескольких занятий она легко указывает местонахождение зверя. На тренировках обычно пользуются длинным поводком (20 м), прикрепленным к ошейнику. Собаку подводят против ветра к зверю или к дичи, надежно спрятанным в укрытии. Лучше всего обучать собаку на куропатках, которые скрываются в зарослях, особенно летом или ранней весной. При этом следует наблюдать за собакой, за ее поведением. Заметив, что собака учуяла запах, надо дать сначала команду «Лежать!», а потом «Выдержи!», успокаивая при этом ее, подбадривая и похваливая, что указала местонахождение дичи. Если вы заметите, что собака пытается броситься на добычу, надо натянуть поводок, удерживая ее, и одновременно приказать «Лежать!». Не следует допускать, чтобы в таком положении собаке удалось вспугнуть дичь, поднять зверя. Охотник должен поднять зверя, дичь сам, причем собака в этот момент обязана находиться в положении лежа. Когда собака научилась указывать местонахождение зверя, рекомендуется увеличить продолжительность стойки до 5--10 мин. Применив такой метод тренировки, можно добиться, чтобы любая легавая указывала местонахождения зверя, дичи, спокойно замирая перед своей добычей.
    Отмечают различные способы, по которым собака указывает местонахождение зверя, дичи, причем для каждой собаки характерен свой специфический почерк. Некоторые собаки, прежде чем указать точное местонахождение дичи, тщательно обследуют место и только после такого предварительного обследования принимают соответствующую стойку. Другие собаки замирают тотчас же: едва лишь учуяли дичь, или останавливаются в обычной позе, информируя тем самым, что нашли зверя. Наиболее красивы позы у сеттеров или пойнтеров, когда они, замирая в положении стоя или лежа, указывают местонахождение дичи или зверя. Тренер не в состоянии обучить собаку принимать ту или иную позу, когда она, указывая местонахождение зверя, делает стойку. Тренер может научить собаку выследить добычу, подкрадываться к ней, «вести» зверя.
    Ценятся такие легавые, которые, преследуя, опережают зверя (дичь) и делают стойку, стараясь направить зверя прямо на охотника, словно принуждая зверя сдаться.
    Занятия с собакой проводят до тех пор, пока она не будет точно указывать местонахождение зверя при любых обстоятельствах. Гораздо легче приучить молодую собаку выполнять правильно приказы тренера, если на занятиях находится хорошо обученная, опытная собака, старшая по возрасту, которая уже без команды принимает соответствующую позу, отыскав любую добычу (зверя, дичь). Рядом с такой собакой молодой щенок очень быстро обучается указывать местонахождение зверя, дичи, причем сначала щенка тренируют на поводке, а потом и без поводка.
    Некоторые собаки, учуяв зверя, делают стойку, но не надолго, потом подбегают к тренеру или продолжают поиск. Обычно о таких собаках бытует мнение, что они «укрывают», «утаивают» свою находку. Подобные случаи характерны для собак, обученных неправильно.
Бывают легавые, которые делают стойку, учуяв след зверя, чувствуя любой запах зверя, птицы, нечистот и т. п.; такие собаки трудно поддаются обучению, стоит только упустить время: щенка еще можно отучить от такой привычки, хотя сам процесс обучения требует большого напряжения и много времени. Обычно собаку обучают вести поиск на открытой местности, на равнинах, где есть гарантия, что не встретится никакой дичи, а также зверей. Если вдруг собаке попадется какая-либо живность, следует подать команду: «Фу! Нельзя!» и снова заставить собаку вести поиск в данном направлении. При обучении навыку «указать местонахождение зверя» нельзя применять наказание: собака не будет обращать внимание на добычу, будет обходить зверя или дичь (пользуясь охотничьей терминологией, будет «утаивать» находку).
    Начинать обучение молодой легавой указывать местонахождение зверя, дичи рекомендуется только после того, как она научилась вести поиск в низких зарослях, чтобы у нее не выработалась привычка отыскивать свою добычу при помощи зрения, а не чутьем.

СПОСОБНОСТЬ ИДТИ ПО СЛЕДУ, ПРЕСЛЕДОВАТЬ И ОСТАНОВИТЬ ЗВЕРЯ


    Часто встречаются на практике с таким фактом, что собака, обнаружив зверя, вынуждена его преследовать, поскольку она (особенно это относится к молодым темпераментным собакам), не сдержав себя, бросается на добычу, преждевременно вспугивая или поднимает ее: тогда зверь спасается бегством. Поэтому необходимо легавую научить преследовать зверя и постепенно заставить его остановиться. Такое обучение рекомендуется проводить с собакой, которая уже самостоятельно может указать местонахождение зверя, дичи, освоила стойку и ведет себя спокойно, обнаружив зверя. Данное упражнение целесообразно отрабатывать в низких зарослях, где зверь, дичь передвигаются почти незаметно и быстро исчезают. Собаку подводят против ветра и, как только она учует дичь (лучше всего куропатку), приказывают «Лежать!». Куропатка останавливается, притаившись. Надо подойти к собаке и похвалить ее, повторяя: «Выдержи, выдержи, молодец!». Собаке темпераментной обычно прикрепляют к ошейнику длинный поводок, чтобы в случае надобности оказать на нее воздействие -- натянуть поводок. Собаку спокойного характера обычно обучают, не прибегая к помощи поводка: она преследует дичь (зверя), находясь рядом с охотником (тренером), на расстоянии его руки, а охотник постоянно повторяет приказ: «Дальше!», одновременно поглаживая и похваливая ее. Собака обязана рядом с тренером (охотником) преследовать дичь очень осторожно, шаг за шагом, а тренер не должен забывать, что необходимо собаку подбадривать, поглаживать, хвалить. Когда тренер заметит дичь, увидит, что она совсем близко, собака может вырваться вперед, наброситься на дичь, поэтому ее необходимо удержать, приказав «Лежать!», и в таком положении указать местонахождение дичи, сделать стойку, причем постоянно надо повторять «Выдержи! Выдержи!». Темпераментную собаку нужно чаще придерживать за поводок, натягивая его, и приказывать «Лежать!». Если собака выполняет команду, ее следует похвалить «Молодец, выдержишь!». Когда собака успокоится, дается команда «Дальше и медленно!». Важно при обучении вовремя похвалить собаку, погладить ее, заставляя тем самым ее ползком продвигаться вперед, осторожно преследуя дичь. Если дичь взлетит или шелохнется, собака должна замереть, лежать, не двигаясь.

ОБУЧЕНИЕ СТОЙКЕ В ПАРЕ (СЕКУНДИРОВАНИЕ)


    Многие тренеры обучают собак выполнять одновременно одно и то же упражнение, в частности делать стойку, указывать местонахождение зверя, дичи. Это упражнение легко усваивается, если собаки работают в паре: пока одна собака ведет поиск и указывает местонахождение дичи, вторая находится рядом с тренером на поводке. Некоторые собаки, увидев что какая-то их напарница стоит в стойке, принимает такую же позу. В данном случае собака заслуживает похвалы: тренер ее гладит, хвалит и на какой-то период заставляет ее оставаться в стойке. Однако есть собаки, которые оставляют без внимания действия своих напарниц. Такую собаку рекомендуется вести на поводке медленно с подветренной стороны при хорошем ветре за собакой, которая уже освоила стойку и может надежно указать местонахождение зверя. Время от времени собаке подают команду: «Выдержи! Молодец!». Если такая собака начнет повторять действия своей предшественницы, т. е. делать стойку, ее надо похвалить, при этом медленно приблизиться к собаке в стойке. Далее обеих собак следует оставить на какой-то момент стоять в стойке, потом приказать им «Лежать!» и самому поднять дичь.
    Эта особенность -- стойка в паре, секундирование -- характерна для английских легавых. В ЧССР раньше данное упражнение отрабатывалось при наличии не двух, а значительно большего числа собак. Чтобы собаки не мешали друг другу, обычно обучение велось по методу, описанному выше. Как правило, собаки работали в паре, поэтому данное упражнение получило название секундирование. В ЧССР данный способ охоты не приобрел широкого распространения, поскольку у нас в охоте обычно не две, а более собак. Бесспорно, не помешало бы и наших собак, очень темпераментных, приучить к послушанию, что достигается, в частности, упражнением делать стойку в паре. Тренеру (охотнику) легче оказывать влияние на собаку, которая работает в паре.

ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ ПЕРЕД ЗВЕРЕМ, ДИЧЬЮ


    Обучить собаку правильно вести себя перед зверем, особенно перед пушным,-- дело нелегкое и удается не каждому тренеру. Когда собака очутится перед пернатой дичью, тренер может легко успокоить свою подопечную, однако уже на зайца любая собака реагирует значительно активнее, иногда теряет контроль над собой, становится непослушной. У тренеров часто, как говорится, опускаются руки, им кажется, что все их предыдущие усилия идут впустую. Главное в обучении -- требовательность, причем последовательная. Начиная с первого занятия, тренер должен требовать, чтобы собака безоговорочно выполняла все его приказы; умело направлять собаку в поле; если это войдет в привычку, такая методика поможет и в дальнейшем.
    Молодую собаку желательно выпускать на зверя вместе с опытной, которая ведет себя спокойно перед зверем. Старшая собака находится около зверя самостоятельно, спокойно следя за его действиями; молодую же собаку необходимо держать рядом с тренером, у его ноги, причем сначала на поводке, а потом свободно, без поводка. До тех пор, пока собака не привыкнет спокойно следить за зверем, находясь перед ним, не следует ее спускать с поводка или оставлять одну, без тренера. Необходимо приучить собаку занимать положение лежа при любой попытке зверя подняться, уйти, спастись бегством.
    Если нет у тренера старшей, опытной собаки, молодого пса обучают следующим образом. Легавую оставляют наблюдать на участке, где находится достаточное количество зверя. Легавую держат на поводке, на котором на одной трети его длины завязаны узлы. Поводок укрепляют за ошейник. Когда собака делает стойку, т. е. указывает местонахождение зверя, тренеру необходимо осторожно, медленным шагом, очень спокойно приблизиться к ней, постоянно повторяя: «Выдержи! Жди!». Одновременно надо натянуть поводок, чтобы не дать собаке возможности все-таки сделать бросок, если она не выдержит. Если тренер почувствует, что собака готовится к броску, следует дать приказ «Фу! Даун! Что это такое!» и поводок прижать ногой к земле. Потом следует немного побранить собаку. Упрямых, непослушных собак рекомендуется наказывать, натянув поводок, который прикрепляется к учебному ошейнику (с шипами). Легавая, уже обученная многим приемам (т. е. освоившая упражнения, о которых шла речь выше), должна вести себя спокойно перед зверем. Однако если тренер сделает какой-либо промах, достигнутые успехи не помогут. Обычно неудачи терпят любители активной стрельбы, когда больше заботятся о шумовом эффекте, чем о методичном обучении собаки. В этих условиях собаку послушную можно легко превратить в неуправляемую. Исправить подобную оплошность очень трудно: на это уйдет много времени, требуется, кроме того, опыт и терпение.
    Иногда тренеры прибегают к крайней мере наказания - производят выстрел. К сожалению, используя эту меру наказания, тренеры наносят такой непоправимый вред собаке, что она потом с трудом поддается перевоспитанию: у нее появляется боязливость, после выстрела собака стремглав бросается в любое укрытие, даже убегает домой, иногда боится и на шаг отойти от тренера, как только заметит ружье. Такую меру - произвести выстрел - можно применять при обучении особо упрямых, непослушных собак, когда все остальные меры не дали должного эффекта. Прежде чем применить этот способ, необходимо предвидеть все последствия. Рекомендуется использовать дробь № 12-- 14, да и то выстрел надо произвести с расстояния не ближе 100 шагов. Начинающему тренеру не стоит прибегать к данному средству обучения. Если все же он решится на такой поступок, он четко должен представлять последствия: собака может стать боязливой, вообще бояться выстрела, а значит -- непригодной для охоты. Такой пугливой собаке грозит опасность -- она может быть серьезно ранена на охоте, в момент выстрела: наблюдаются случаи ранения органов зрения и половых органов; ранения (особенно половых органов у кобелей) имеют тяжелые, непоправимые последствия.
    Я подробно остановился на этом способе тренировки, который часто применяют, поскольку он очень прост. Однако тренеры забывают о результатах такого учения.
    Обучая собаку, как вести себя перед зверем, тренер пользуется разными вспомогательными приспособлениями. Во-первых, это приспособление из веревок, ремней, препятствующее легавой делать прыжки, броски, хотя оно не мешает вообще передвижению: собака не может поднять обе передние конечности и сделать прыжок. Если она все же предпримет попытку к прыжку, то кувыркнется и поймет, что на зверя бросаться нельзя. Длина поводка, прикрепленного к ногам и к кольцу под животом, соразмерна длине собаки.
    Простейшее приспособление для отработки данного упражнения -- петля на ногах (рис. 23), причем петлю нужно укреплять так, чтобы она не мешала собаке передвигаться, но и не позволяла прыгать. Эффект от применения данного приспособления тот же, что и в предыдущем случае. Обычно пользуются ремнем, чтобы изготовить петлю; длина петли зависит от ширины шага собаки. На краях ремня сделаны манжетки из мягкой ткани, чтобы собака не поранила ноги о петлю. Пользоваться этим приспособлением очень легко: петлю закрепляют за правую переднюю и левую заднюю ноги, иногда за левую переднюю и правую заднюю. Оба приспособления, о которых шла речь выше, без сомнения, гуманны; если они изготовлены согласно инструкции, ими можно пользоваться весьма успешно.
    Следующий способ, также успешно применяемый при обучении собаки не бросаться на зверя, не гнать его,-- это применение приспособления, которое мешает легавой быстро бежать, т. е. гнать зверя: к ошейнику прикрепляют длинную цепь, при беге она мотается между передними ногами и мешает собаке преследовать добычу, например зайца.

Рис. 23. Приспособления, ограничивающие собакам гон зверя

    Прибегая к перечисленным выше способам обучения и применяя приведенные здесь приспособления, тренер должен с осторожностью использовать меры наказания. Именно здесь чаще всего встречаются ошибки. Обычно собака не возвращается к тренеру, если он ее наказал несправедливо, а охотится самостоятельно, сама по себе. Если собака погнала зверя (например, зайца) и не реагирует на приказы тренера, нужно спокойно переждать, когда она сама вернется. Затем надо найти лежку зайца, взять собаку за поводок и подвести ее к этому месту, приказав «Лежать!». Потом сказать «Фу! Это--заяц!», натянув поводок, слегка хлестнуть прутиком ей по спине. Собаку, немного поругивая, надо заставить несколько минут проползти по лежке зайца, потом оставить ее на привязи на какое-то время, не обращая при этом на нее внимания. Через полчаса, а иногда и позже, собаку спускают с привязи. В данном случае действия тренера рассматриваются как наказание для собаки. Если собака попытается снова броситься на зайца, наказание следует повторить. Когда собака менее понятлива, наказывать ее надо с осторожностью; стоит подумать о последствиях, определить степень наказания, постепенно увеличивая интенсивность наказания.

<< Назад | Начало | Дальше >>

Главная страница | Положения | Эксперты | Стандарты | Правила | Племенная работа | Литература | Это интересно
Hosted by uCoz